Яркая жемчужина

Десять лет при Нижегородской консерватории существует ансамбль "Демество", имеющий свой неповторимый облик и не имеющий аналогов на Нижегородчине.
Участники коллектива работают и учатся, периодически собираясь для совместного творчества, с тем чтобы вновь зазвучала для нас музыка, вроде бы безвозвратно ушедшая, - духовные стихи, народные песни, канты, музыка европейского Средневековья и Возрождения. Поговорить о жизни ансамбля согласилась его бессменный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент консерватории Татьяна ТАТАРИНОВА.
- Вопрос, который, наверное, задается вам каждый раз, когда речь заходит об ансамбле: откуда такое необычное название?
- Слово "демество" связано со старинной церковной культурой. Изначально оно обозначало домашние церковные песнопения, потом было перенесено в церковную практику, а в дальнейшем демественное исполнение стало универсальным. Певцы-демественники могли петь любую музыку, любую партию.
- Расскажите, как создавался ансамбль?
- Был случай. Когда я вступила в Союз композиторов, мой учитель Аркадий Нестеров попросил, чтобы я срочно исполнила написанную мной "Литургию Иоанна Златоуста". Нужны были хотя бы три мужских и три женских голоса. Я пригласила студентов-дирижеров, и 25 декабря 1996 года они выступили на традиционном концерте "Новые произведения нижегородских композиторов". К нам подошла директор фонда "Меценат" Ирина Высоцкая и предложила с этой же музыкой дать несколько концертов. Затем я стала сочинять для этой группы рождественские тропари, величания святым.
Однако вскоре однотипный репертуар поднадоел. На одном из концертов нас спросили, почему мы не поем русский фольклор. Потом случайно пришлось подменить семейный ансамбль моей хорошей знакомой, выступив перед шведскими туристами. Мы выучили целое отделение концерта за три дня, подобрав песни, собранные когда-то мной в экспедициях. Это, конечно, был экстремальный опыт. Но спели мы блестяще и поняли, что репертуар надо расширять.
Стали вводить народные песни, обряды. Но "изюминкой" ансамбля всегда были духовный стих, народная баллада, былина и духовная музыка. Потом в наш репертуар вошли канты, а от них недалеко было и до российской песни. Чуть позже мы вышли на западную музыку.
- Есть какая-то особая манера пения, по которой узнается "Демество"?
- Наверное, нет. Манеру провоцируют жанр, стиль, диалектное произношение. Например, если мы поем Средневековье и Возрождение - то это "матовый", бестембровый звук. Конечно, в идеале хорошо заполучить аутентичные платья, инструменты. А пока у нас замечательные старинные русские костюмы, которым лет 150.
- После концертов вам наверняка высказывают много пожеланий. Какое из них особенно запомнилось?
- Недавно подошли две женщины со словами: "Боже, как хорошо, что вы это делаете! Вот и продолжайте это делать, несмотря ни на что!"
Беседовала Анастасия РАЗГУЛЯЕВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате