Общество начинает активно включаться в проектирование городского пространства

Общество начинает активно включаться в проектирование городского пространства

Развлекательное действо с выборами самой красивой и значимой новостройки, двадцать лет назад придуманное архитектурным критиком Мариной Игнатушко, состоялось в «Арсенале». Здание-победитель - ресторан на Верхневолжской набережной - работы научно-производственного объединения «Архстрой» предстало перед собравшимися в виде торта и было ритуальным образом съедено.
В противовес шопингу
Архитектурные рейтинги отражают глубинные перемены, происходящие в отрасли. Так, победителями первых рейтингов были «пряничные домики» банковских офисов. Затем настала эра торговых центров, а несколько лет назад на звание лучшей новостройки стали активно претендовать жилые дома. Что дальше?
- Я бы проследила этот процесс посредством следующей аналогии, - говорит архитектор, руководитель проектного бюро «ДА» Зоя Рюрикова (на фото). - Девяностые годы - это множество мелких коммерческих точек, где практически любой желающий мог заработать, продавая колготки или семечки. Затем вся эта мелочовка уступает место торговым центрам, а успешные предприниматели собирают капитал и обрастают кожаными диванами.
Сейчас, я считаю, торговые центры находятся в глубоком кризисе. Большинство из них в будни откровенно пусты. Сегодня мы видим, что самые прогрессивные торговые центры запустили процесс перемен: все большую роль играет образование через развлечения, а творческая экономика составляет противовес шопингу.
Я сижу в мастерской Зои Рюриковой и расспрашиваю ее о строительных тенденциях и переменах в Нижнем Новгороде, в том числе отчего порой отдельные его территории бесконтрольно разрастаются, как нам организовать приятное, комфортное жизненное пространство. Как оказалось, эти вопросы давно и серьезно волнуют архитектурное сообщество города, и уже накопилась солидная, если не сказать критическая, сумма наработок и мнений по изменению ситуации к лучшему.
Уже недостаточно «муравейника»
- Обычно архитектор получает заказ от бизнеса. Но сейчас на некоторые, очень значимые пространства Нижнего Новгорода появился новый заказчик, - рассказывает архитектор. - Это не бизнес и не власть, а горожане. И ситуация для архитектора начала существенно меняться. Начали меняться правила игры: у города есть общественные пространства, о которых власти говорят, что их надо обустраивать и проектировать, но старыми методами это уже не получается. Взять ту же Большую Покровскую: казалось бы, всего-то несколько плиток криво уложено - а какой резонанс! Это происходит потому, что не было работы с настоящим заказчиком - горожанами. В русле интереса к этому настоящему заказчику нами был организован Центр прикладной урбанистики.
Такие центры открыты в более чем 200 городах России и зарубежья, у них накоплен достаточный опыт успешной работы, и они в своей деятельности расставляют различные акценты. Кто-то, например, делает упор на образование, кто-то на переосмысление советского наследия, а кто-то на налаживание коммуникаций. Ведь для того чтобы город изменился, мало отремонтировать здания. Надо, чтобы изменился и горожанин: перестал бы выкидывать мусор где попало и рисовать на стенах, начал бы задумываться о пространстве, в котором он живет, и понимать, почему одни места можно развивать так, а другие - эдак.
Особенно интересна и актуальна эта работа для крупных застройщиков, которые в последние годы перестали получать прежнюю прибыль. Людям уже недостаточно «муравейника», где вокруг масса незнакомых лиц, а дворы забиты машинами. Они по-другому видят жилье своей мечты. Это видение становится важным для девелопера, поскольку это влияет на успех проекта.
Готовы к взаимодействию
 - Или возьмем Стрелку, - продолжает делиться своими наблюдениями Зоя Рюрикова. - Что бы там ни проектировали в кулуарах, это никогда не найдет отклика у горожан, потому что делается без их участия. Сейчас на Стрелке убирают мусор и делают временное покрытие к чемпионату мира. На это выделено 170 миллионов рублей. И горожанин спрашивает: зачем нам тратить такие средства на временное благоустройство? Давайте их вложим во что-либо другое, капитальное, интересное нам! Словом, необходимо найти механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества; общество - это новый, влиятельный игрок, и его надо активно включать в проектирование.
Что делать со Стрелкой? Главный символ развития города, Стрелка, был закрыт от горожан и исследователей на 80 лет. Возвращение его в актуальный городской контекст возможно только через всестороннее исследование, широкую общественную и экспертную дискуссию. По итогам года обсуждений и исследований у нас сформировалось понимание того, что там могло бы быть, и сейчас мы думаем, в каком виде удобнее сотрудничать с властями. На недавно состоявшемся круглом столе по вопросам развития Стрелки мы услышали, что администрация области и областного центра готова к взаимодействию.
Место слияния двух великих рек должно стать уникальным центром притяжения нижегородцев и гостей города. Находящаяся там конструкция выставочного павильона может быть сохранена и использована. Кстати, история с павильоном получила продолжение. Некоторое время назад на Бору, на одном из заводов, обнаружились конструкции «бразильского» павильона, купленного Дмитрием Сироткиным по окончании Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Еще двадцать лет назад на этом павильоне сохранялась оригинальная кровля из тропических растений! Там многое заменено, многое потеряно. Но находка по-прежнему представляет большую ценность, и собственник готов ею делиться…
Работая над осознанием Стрелки, мы пришли к тому, что в Нижнем Новгороде достаточно много значимых для людей мест, которые нуждаются в осмыслении и развитии.
Мало восстановить фасады
Недавно в Нижнем Новгороде совместно с экспертной платформой музея Агафонова «Культурное наследие» архитекторы провели проектную сессию, посвященную редевелопменту, то есть реконструкции и новому использованию исторических территорий Нижнего Новгорода. Участники рассматривали район церкви Трех Святителей и рассуждали о возможных перспективах новой жизни исторических улиц Славянской, Новой, Короленко.
По итогам исследовательских экскурсий и двухдневного семинара многие поняли эту территорию как исторический городской парк.
- Это истинно культурный центр города, - говорит Зоя Александровна. - Улица может стать живым пространством творческой интеллигенции, где люди и идеи XIX века встречаются с людьми и идеями века XXI, пространством переосмысления наследия Горького, Короленко, архитекторов Лемке, Домбровского, Агафонова, Яковлева и других деятелей культуры города, живших и бывавших там. Это парк выходного дня, где можно провести день всей семьей и отдохнуть, пройдя прогулочными маршрутами, смастерив что-то собственноручно и пообщавшись с единомышленниками. Территория должна содержать всю инфраструктуру, необходимую для комфортного пребывания в течение дня, и тут для бизнеса разработано множество интересных, необычных предложений.
Для консультаций на круглый стол по обсуждению новой жизни района приехали эксперты из Иркутска и Томска, поделились опытом возрождения деревянной застройки в своих городах. Обобщающий вывод из этого опыта следующий: восстанавливать деревянную застройку экономически выгодно!
- Работы для запуска этого места как исторического городского парка предостаточно, но есть опасения, что власть не посчитает ее важной, а вложится только в восстановление фасадов. Мы же предлагаем дальнейшие исследования, проблематизацию, выяснения потребностей жителей города, района и окружающих домов, маркетинг, работу со смыслами и их капитализацией, пиар-кампанию, работу с бизнесом, продолжение работ по юридической защите района… По нашим прикидкам, потребуется вложить в проект около 750 миллионов рублей, и эта сумма должна окупиться в течение нескольких лет.

На Почайне Русь крестили…
Когда стало известно о планах застройщика засыпать Почаинский овраг и выстроить в нем жилье элитного класса, у горожан это вызвало возмущение. И Центр прикладной урбанистики решил «пощупать», чем так ценен этот овраг, что люди в любую погоду готовы выходить ради его сохранения на митинги? Провели проектный семинар, и его организаторы выяснили следующее.
Чего ни в коем случае не хочется - чтобы овраг засыпали, чтобы там выстроили торговый центр, многоэтажное жилье и чтобы оставили как есть заброшенным.
Для «чего хочется» были выявлены опорные точки.
Первое: овраг - пойма реки Почайны, между прочим названной так основателем города князем Георгием Всеволодовичем. Он увидел сходство Дятловых гор с приднепровским рельефом в районе Киева, а речки - с притоком Днепра Почайной, на которой, кстати, состоялось, ни много ни мало, крещение Руси.
- И вот что интересно: я заинтересовалась, какова сегодняшняя судьба нашей киевской тезки Почайны, - пытается провести аналогию Зоя Рюрикова. - Оказалось, что в прошлом году на этой речке стали делать парк. Только в отличие от нижегородской та Почайна течет по верху, а склоны действительно похожи на наши. Второе. Почаинский овраг определил структуру и рисунок улиц города: Ильинскую, Покровскую, расположение кремля, то есть это градообразующий объект, и его засыпка выглядит просто кощунством. Третье - историческая насыщенность оврага: там развивалось лудильное дело, было производство пороха; с ним связаны скорбные страницы репрессий. И так далее и так далее. Мы уже не говорим о том, что овраг - это зеленая зона, редкий оазис в плотно застроенном сити.
Концепция выстроилась следующая: Почаинский овраг - действительно парк, парк естественного комфорта с акцентами на историческую, творческую и спортивную составляющие. Расположенный рядом стадион «Динамо» открыто диктует использование склонов в первую очередь для различных зимних видов спорта. Вдоль оврага можно организовать променады, использовав ярусы.
Ей как архитектору особенно интересен Лудильный переулок, который мог бы стать нижегородским Монмартром. Это стратегическая точка рядом с кремлем, где можно было бы обустроить туристический кластер с акцентом на гостеприимство. Место могло бы стать не только экономически успешным, но и культурно-значимым, если создавать его в форме нижегородского музея идентичности.
А за Лыковой дамбой внизу находится Балчуг - еще одно интересное место. Там можно было бы, например, восстановить блошиный рынок.
Проект парка в Почаинском овраге также предполагает известную экономическую самодостаточность и, по прикидкам Зои Рюриковой, мог бы окупиться за восемь-девять лет.
Чем выше уровень жизни - тем выше запросы. Эта аксиома работает как на уровне отдельно взятой семьи, так и в масштабах города. С развитием общественного сознания горожанин желает, чтобы вокруг было красиво и удобно, чтобы у его семьи была возможность полезно и интересно провести досуг, чтобы, помимо магазинов, в его жизни присутствовали также культура и спорт, приключения и познание. Отсюда формируется запрос, заказ на особые пространства, в которых все это может быть реализовано и предложено за доступную плату. Данный общественный заказ звучит все более внятно, и несомненно, что в скором времени Нижний Новгород ждут перемены. Наработки и бизнес-идеи ждут своего часа… и поддержки в коридорах власти.
Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Комментарий
Инициативы поддержат


- Любые инициативы общественности и профессионального сообщества в решении задач градостроительства, несомненно, всегда будут поддержаны, - говорит главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов и поясняет перспективы развития общественных пространств, вписанные в общую логику роста города.
- Градостроительные процессы в Нижнем Новгороде развиваются, как и в любом другом городе, в соответствии с утвержденным генеральным планом города. Это стратегия, которая в настоящее время в соответствии с экономическими, общественными и правовыми реалиями диктует тактику развития. При повышении уровня жизни растет количество жилья. При росте жилья развивается социальная сфера и общественные пространства. Творческие кластеры, спортивные сооружения, многофункциональные пространства, учреждения культуры - все это функции, являющиеся элементами социальной сферы, которые формируются за счет бюджета органов власти. Также возможно участие инвестора, но в этом случае проекты должны обладать степенью окупаемости, выгодной потенциальному инвестору, которого сегодня реально найти на рынке. Таким образом, вероятность реализации на практике проектов, связанных с развитием общественных пространств, реновацией исторической среды, объектов культурного значения, зависит от развития экономики и наполняемости бюджетов разных уровней. Кроме того, необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы, обеспечивающей правовые приоритеты в развитии общественных функций и создании комфортной среды жизнедеятельности.
Главный архитектор области особо отмечает: если за инициативой стоит четкий, просчитанный механизм реализации, таковая найдет понимание у власти.
- Развитие общественных пространств и создание комфортной городской среды - приоритетная задача градостроительства. Любые инициативы общественности и профессионального сообщества в решении данной задачи, несомненно, всегда будут поддержаны, если они будут обеспечены реальными механизмами реализации, - говорит Сергей Попов.


Следите за нашими новостями в удобном формате