На Щелковском хуторе Нижнего Новгорода справили "Красную горку" (фоторепортаж)

На Щелковском хуторе Нижнего Новгорода справили "Красную горку" (фоторепортаж)

Вообще Красную горку обычно празднуют через неделю после Пасхи. Но было холодно, и потому фольклорный праздник на Щелоковском хуторе областного центра в этом году справили позже обычного. В остальном никаких заминок и отклонений от традиций в течение праздника не было. Народу собралось много, причем приезжали семьями и с детьми; звучали балалайки с гуслями, свои изделия представляли народные мастера.

Не жениться - так хоть повеселиться

Красная горка - праздник окончательной победы весны над зимними холодами. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега и становившихся «красными» - прекрасными, привлекательными. С горок катали крашеные яйца, что было одним из самых простых и нестрашных гаданий: чье яйцо скатится с горки ровно, не разобьется, да еще и укатится далеко - его хозяину весь год быть счастливу и богату, все его чаяния сбудутся. 

Также на Красную горку обязательно водили особые хороводы под песни-веснянки, и «отлынивать» от всеобщего веселья никому нельзя было, а особенно молодым девушкам да парням. Кто в том хороводе не кружился, тот, по верной примете, до следующей Красной горки обречен был просидеть в одиночестве и унынии. В этот день также устраивали смотрины, а значит, каждый желающий создать семью старался одеться понаряднее. Те пары, которые успели сговориться загодя, засылали сватов: считалось, что «кто на Красную горку женится - век не разженится!». Ну а уже состоявшиеся супруги в этот день изо всех сил старались не браниться друг с другом, иначе, опять же согласно верным приметам, пришлось бы им ругаться целый год.

А еще на Красную горку закликали весну. Кстати, в некоторых нижегородских деревнях вплоть до середины прошлого века было принято начиная с пасхального воскресенья снимать зимнюю обувь и ходить босиком.

Все это показали, рассказали и пропели гостям праздника нижегородские фольклористы, участники ансамблей «Свети-Цвет», «Синий лен», «Макошь», «Покрова», «Светлица» и «Оладушки». Гости были приглашены и в хоровод, и в игры - ведь на таких праздниках нет разделения на артистов и зрителей!

За землю, за волю…

В сторонке от веселящегося деревенского люда пел баян и радовал глаз граммофон - центральный элемент натюрморта с зеленым луком, хлебной краюхой и «четвертью», а по дорожкам музея-заповедника прогуливались горожане, причем мужчины - почему-то во фраках. 

Там же, поодаль от главной «танцплощадки», стали лагерем люди в самой разнообразной форме, а также без формы, но с оружием: казаки, красногвардейцы, загадочные личности в папахах, опоясанный пулеметной лентой революционный матрос с крейсера «Рюрик»... Наверное, примерно такая же разнообразная картина могла наблюдаться сто лет назад, в эпоху безвременья и неопределенности. 

Чтобы разнообразить программу праздника на открытом воздухе, реконструкторы из Нижегородского объединения военно-исторических клубов (НОВИК) и военно-исторического клуба «ПартизанЪ» вспомнили события столетней давности, а именно - начало Гражданской войны, и организовали программу «За землю, за волю, за лучшую долю». Так что все желающие могли вдоволь полюбоваться бытовыми зарисовками… и даже увидеть несколько боестолкновений «красных», «белых» и «зеленых».

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.



Следите за нашими новостями в удобном формате