Молодые режиссеры по-новому прочитали «Повести Белкина»

Молодые режиссеры по-новому прочитали «Повести Белкина»

«Пушкин жил, Пушкин жив, Пушкин будет жить!»,- перефразируя известный лозунг прошлого, хочется пригласить зрителей всех возрастов в театр, на премьеру театрального прочтения в трех частях «Пушкин. Триптих».

 В «лаборатории» оживили классику

У каждой большой истории есть своя, почти волшебная присказка. Так и здесь. В далекой северной столице жил-был отец, и было у него три сына. И отправил он их однажды в Нижний Новгород, чтобы поставили они спектакль. Да не по кому-нибудь, а по Пушкину, по «Повестям Белкина»! Прошел ровно год, и 11 мая родился на свет, в нижегородском театре «Комедiя», спектакль «Пушкин. Триптих». Не простой, а особенный, сразу тремя режиссерами поставленный. Чтобы зрители, со школы произведение подзабывшие, вспомнили истории чудные, язык литературный - красивый и правильный, а на героев повестей глядя, радовались и смеялись!

У театрального педагога и режиссера, народного артиста РФ, художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина «детей» (учеников) оказалось гораздо больше, но для создания необычного спектакля он выбрал троих. В 2017 году в режиссерской лаборатории СТД РФ, под его руководством, в театре «Комедiя» были показаны эскизы работ его учеников. Из восьми претендентов им были отобраны трое: Олег Толоченко (Тольятти), Кирилл Левшин (Москва), Антон Безъязыков (Кемерово),  создавшие маленькое чудо на нижегородской сцене.

Для всех историй сразу художник спектакля Борис Шлямин создал одну, практически неизменную, главную декорацию: в центре сцены установлен прообраз белого болдинского «горбатого» мостика. Что символично, ведь «Повести Белкина» были написаны в нижегородском селе Большое Болдино. И - оживают яркие образы, персонажи разыгрываются нашими современниками, словно играющими «в Пушкина». Смахнув воображаемую пыль со школьных учебников, легко и задорно, с небольшим хулиганством в деталях, артисты театра изображали всем известных персонажей, порой играя сразу несколько ролей.

 Болдинский мостик и три свадьбы

Белкина - проходящего через все повести, автора и рассказчика - сыграл актер Игорь Михельсон. Для него эта роль стала чуть ли не бенефисной. В первой части – в «Станционном смотрителе» он возвращается в памяти к встрече с Самсоном Выриным (Михаил Булатов). А в большей степени обращается к судьбе его дочери Дуни (Алена Щеблева). Красавица и умница, как она могла бросить заботливого отца и сбежать с легкомысленным ротмистром Минским (Евгений Пыхтин)? То, что у Пушкина проговаривается в нескольких абзацах строк, живо разыгрывается в жанре пантомимы. Под вокализы музыкальных композиций Мередит Монк, в абсолютно новом режиссерском прочтении Олега Толоченко мы видим развитие трогательной истории первой любви. Повесть, вовсе не комедийная по жанру, возможно, покажется немного меланхоличной. Но это только подготовка к следующим эпизодам.

В «Барышне-крестьянке» - карнавальной шутке водевильного характера, режиссер Кирилл Левшин не отступает ни на шаг от слова автора, но осовременивает повесть деталями. Так, усы на палочке для фотосессии здесь условно обозначают отца – Григория Муромского, а молодой сосед Берестов (Руслан Строголев), разъезжает по имению на велосипеде! Есть доля абсурда в этой комедии масок, где герои становятся неузнанными, всего лишь надев на себя камзол, ватник или кокошник. Мелодии в стиле народных протяжных песен композитора Екатерины Жаровой добавили постановке очарования.

Финал становится главным смысловым и драматическим центром всего спектакля. Вольное прочтение повести «Метель» режиссером Антоном Безъязыковым, в сопровождении музыки Свиридова, на первый взгляд начинается статично. Актеры, держа листы с текстом Пушкина, как сотрудники офиса на планерке, разбирают и разбираются в смысле написанных автором слов - в истории, случившейся накануне войны 1812 года. Сверху спускаются к ним костюмы, чтобы, надев их, они перевоплотились в описываемых героев.

Молодая барышня Марья Гавриловна (Виктория Бычкова) влюбляется, словно в героя французского романа, в бедного, но амбициозного прапорщика (Иван Гапонов). Родственники – маменька Прасковья Петровна (Елена Ерина) и отец Гаврила Гаврилович (Игорь Михельсон) сначала были против их союза. Но не знали они, что в один из ненастных вечеров, дочь решится на безрассудный поступок. Сбежать с возлюбленным и тайно обвенчаться, а после поставить родителей перед свершившимся фактом. У Пушкина в судьбы героев вмешалась рука провидения. Разыгравшаяся метель изменила их планы. Листки повести, заправленные в шредер, превращаются на наших глазах в вихри снега, преграждающие дорогу путнику с рулем от мотоцикла в руках.

Случайно заплутавший в метель гусар Бурмин (Руслан Строголев), попав в тот же момент в церковь, в шутку идет венчаться с незнакомкой, и тут же уезжает от «жены». Пройдет три года. Герои повзрослеют и вновь встретятся, не узнав друг друга. А зрителей ждет прекрасная развязка - признание в любви, сказанное шепотом, и пробирающие до мурашек слова, произносимые в эстрадный микрофон.

Поистине, для пушкинских повестей нет границ времени… и нет предела фантазии у создателей премьеры.

 Ольга ПЛАКСУНОВА. Фото предоставлено театром «Комедiя».

Следите за нашими новостями в удобном формате