Василий Лановой читал нижегородцам Пушкина

Василий Лановой читал  нижегородцам Пушкина

«Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам». Многозначительную фразу подхватил свиридовской мелодией оркестр, и оцепеневшая публика наконец смогла тысячегласно выдохнуть. Василий Лановой читал «Метель»: нес изящное, живое, сочное пушкинское слово. 

Концерт «для чтеца с оркестром», да и словесность вообще - жизненно важный компонент фестиваля искусств, носящего имя известного ученого. Программы подобного рода в Сахаровском фестивале нечасты, зато их уровень заоблачно высок: приглашения выйти на сцену Кремлевского концертного зала в разные годы принимали такие мастера слова, как, например, Сергей Юрский и Михаил Козаков. 

Сливается в одно лицо

- Все произведения Александра Сергеевича у меня любимые - и проза, и стихи, - признался Василий Семенович Лановой в эксклюзивном интервью «Нижегородским новостям» после дневной репетиции. - Пушкин, о чем нельзя забывать никому, особенно молодежи, - это гордость России. Это удивительное проявление русской души. Я очень люблю «Метель», давно читаю ее с разными оркестрами России и зарубежья, и ее принимают неизменно с восторгом. 

 - Василий Семенович, читая «Метель», вы каждый раз представляете ее по-разному или придерживаетесь какого-то неизменного сценария?

- Я придерживаюсь Пушкина. Все эмоции в этом тексте уже заложены раз и навсегда. Это - Александр Сергеич! И как актер я каждый раз следую за Пушкиным. 

- А с оркестром как взаимодействуете? Тут кто кого «ведет»?

- Тут мы должны не «подстраиваться», а делать одно общее дело. Конечно, в репетиционном процессе можно по-разному попробовать, а вот во время концерта чтец и оркестр сливаются в одно лицо.

- Как вы готовитесь к выступлению? Быть может, бережете голос, стараетесь молчать?

- Нет, разминаюсь профессионально. Необходимо разогреть связки, немножко снять нашу извечную заторможенность по каждому пустяку. И тогда «Бурмин побледнеет... и бросится к ее ногам»!

Семейное дело 

- Правда ли, что в последнее время вы отошли от актерской работы, от театра и основное внимание уделяете общественной деятельности…

- Нет, от театра я не отходил. Театр для меня был, есть и будет самым главным. Потом кино. А потом уже все остальное. Но все это надо совмещать! 

Недавно я снова прошел в колонне Бессмертного полка. Восемь лет назад в центре Сибири родилось это немыслимое, уникальное движение, и с каждым годом оно разрастается в разных городах, в разных странах. Невероятно! В этот раз русские, живущие в Австралии, понесли портреты своих дедов; двадцать городов Америки, Лондон, Париж - что-то немыслимое происходит везде, где есть русичи, и это абсолютно законное движение русской души. И я очень рад, что принял в этом деле участие.

Бессмертный полк - мое семейное дело. Мои отец и мать - украинцы. Спасая семью от голода, в тридцать первом году отец перебрался в Москву деньги зарабатывать, но каждое лето нас, детей, отправляли в деревню Стрымба, что под Винницей, к дедушке и бабушке. И вот двадцатого июня сорок первого года мама посадила нас на поезд, а двадцать второго утром, когда мы сошли с поезда, увидели самолеты, которые летели бомбить Одессу. Мне было семь лет, старшей сестре десять, младшей - четыре. И три с половиной года мы, дети, и наши родители ничего не знали друг о друге. И когда мама все-таки приехала к нам - когда под Одессой раздолбали немца и швырнули его в Румынию, - она была инвалидом первой группы, а отец - инвалидом второй группы. Родители работали на химическом заводе, вручную разливали противотанковую жидкость; у всех 72 человек в цехе за пять дней, пока настраивали аппаратуру, была полностью уничтожена нервная система рук и ног… Таким был наш семейный вклад в Победу. 

Эти воспоминания остались на всю жизнь, причем, как ни парадоксально, в качестве главных. 

Критерии не меняются

- Не так давно в Нижний Новгород приезжала Ирина Петровна (Купченко, супруга Василия Ланового. - Прим. М.Ф.) с презентацией фильма «Училка». Фильм, безусловно, очень сильный и своевременный…

- Еще бы! А Купченко с пистолетом - еще та фигура!

- А вы в каком кино сейчас снимаетесь?

- Моя последняя, недавняя киноработа была в криминальном сериале «Чужой дед». Я играл главную роль, этого самого деда. Замечательная получилась картина, всем рекомендую. Хотя вообще сериалы не люблю - там драматургия не всегда бывает на высоте. Сыграв много Толстого, русскую и советскую классику - все-таки восемьдесят фильмов у меня, это не шутка! - я отказываюсь от произведений, где драматургическая часть хромает.

- Каков ваш критерий профессионализма в искусстве? 

- Волнует или нет. Совпадает ли с моим пониманием отношений, дружбы, предательства, негодяйства, русской души или не совпадает. Если волнует, если совпадает - значит, это профессионально. Мне, если даст Богородица, в январе следующего года исполнится 85 лет. Срок уже довольно приличный для того, чтобы судить о каких-то явлениях с достаточным на то основанием. Впрочем, мои критерии сформировались еще в детстве, в военные годы, когда добро и зло были особенно очевидны и явны.

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Василий Семенович ЛАНОВОЙ родился 16 января 1934 года в Москве. Народный артист СССР. Окончил школу с золотой медалью. В 1953 году поступил на факультет журналистики МГУ, но проучился там всего полгода. 

Поступил в театральное училище имени Б.Щукина (ныне сам профессор, завкафедрой сценической речи). В 1956 году сыграл свою, как сейчас говорится, культовую роль - главную роль в фильме «Павел Корчагин». Снялся в 80 фильмах, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного кинематографа («Полосатый рейс», «Дни Турбиных», «Война и мир», «Анна Каренина», «Солярис», «Любовь Яровая», «Семнадцать мгновений весны»…).

С 1957 года - актер Государственного академического театра им. Е.Вахтангова. 

Председатель попечительского совета акции «Бессмертный полк».

Награжден многими престижными премиями.

Следите за нашими новостями в удобном формате