Анатолий Белый открыл для себя непознанного Горького

Анатолий Белый открыл для себя непознанного Горького

До недавнего времени популярного актера Анатолия Белого практически ничего не связывало с Нижним Новгородом, если не считать гастролей десятилетней давности. Но сейчас он крепко повязан с нами Горьким. Белый  участвовал в кинофестивале «Горький fest» в качестве члена жюри, а еще представлял свое любимое детище и практически ноу-хау - проект «Кинопоэзия». С него и начался наш разговор о прекрасном.

На языке кино

- Анатолий, как в вашу жизнь пришли стихи? Как вы пришли к «Кинопоэзии»?

- Стихи я люблю с детства. Любовь эту привила мама, которая всю жизнь работала учителем немецкого языка в школе, вела поэтический кружок и сама читала со сцены. Она нас заставляла учить стихи… спасибо, что не играть на скрипочке (улыбается). Сейчас, став отцом, я понимаю, что учить стихи нужно. Даже если ребенок этого не хочет, надо найти ключи, как-то заинтересовать. 

Стихи стали частью моей жизни, всегда были рядом со мной. Возможно, это и привело меня в театральную специальность, и до сих пор я люблю учить стихи. Долгое время это было моим увлечением, а в 2014 году поступило предложение от телеканала «Культура» снять цикл передач под названием «Послушайте!», куда приходили бы известные артисты и читали бы свои любимые стихи. Потом я понял, что мне хочется добавить музыки. Следующим шагом я создал свой поэтический моноспектакль «Триптих» с гитарной музыкой и видеорядом. И вот в 2016 году обозначил просветительский проект, где великая русская поэзия, и классическая и современная, интерпретировалась бы на языке кино.

В прошлом году столичные методисты посмотрели мои работы и сказали: «Проведем открытый урок. Мы тоже хотим понять, как это действует». И я провел в самых передовых московских школах открытые уроки по Бродскому и Есенину. Конечно, чтобы это вошло в систему образования, предстоит еще долгий муторный чиновничий процесс, но, думаю, мы на подходе к нему, потому что я видел реакцию старшеклассников и педагогов. Одна преподавательница отвела меня в сторону и сказала: «Вы сделали с ребятами за один урок то, чего я не могла сделать с начала учебного года».

-  Как реагируют на «Кинопоэзию» артисты, которых вы приглашаете в проект?

- Мои коллеги с самого начала реагируют весьма живо: для них это возможность творческой реализации, потому что над нами не висят ни рейтинги, ни сборы, ни прочие реалии кинобизнеса. Мы занимаемся как бы искусством: что для режиссера, что для артиста это новая ткань, которую интересно попробовать. Для души. И это срабатывает. Ребята идут на это охотно, причем идут за идею.

Новый Горький, понятный Малевич

- Материалом для конкурса «Кинопоэзии» были стихи Горького. А вы как актер насколько знакомы с драматургией Горького «изнутри»?  

- Я не играл в горьковских пьесах ни разу. Но в прошлом году  в театре имени Чехова мы делали некий коллаж к 150-летию Горького о его взаимоотношениях с МХТ - очень мощная история, поставленная по письмам Алексея Максимовича и его современников; я играл Константина Сергеевича Станиславского. И Горький «раскрылся»... Ведь еще при жизни его так крепко залили елеем и бронзой, что он и сам был не рад! Между тем Горький - трагическая фигура, и спектакль рассказывал о художнике, который оказался закован в золотые кандалы и стал рупором власти, притом что его душа разрывалась в клочья. Я до того и сам не знал многих подробностей и, когда читал его письма, чувствовал, как на его глазах светлые идеалы революции превращались в искореженных монстров, пожирающих собственный народ, - о, какие гневные письма он писал! В его душе происходила глубочайшая трагедия! Поработав над тем спектаклем, я открыл для себя совершенно другого Горького - непознанного трагического героя. 

- Вы сыграли роль Казимира Малевича в фильме Александра Митты «Шагал - Малевич». Чья живопись вам нравится больше, Шагала или Малевича? Как вы, сыграв «революционера от искусства», относитесь к современному искусству?

- Скорее, не «или», а «и». И Шагал, и Малевич. Это два художника, равноценно гениальные, хотя и очень разные. Что ближе всего? Наверное, импрессионизм - чувственный, эмоциональный. У этих полотен я моментально получаю мощный заряд - то самое impression. 

В современном искусстве, признаюсь, я очень многого не понимаю и не скрываю этого. Но Малевич - человек, который убрал предмет из полотна и принес в абстракцию форму, цвет, энергию и стал всеми этими инструментами энергично, страстно орудовать - мне, в общем, ясен. Его картины я понимаю, они мне говорят о чем-то. А когда я вижу, например, проведенную по холсту вялую полосу, я этого не понимаю. Хотя, возможно, я просто недалекий человек. 

Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Справка «НН»

Анатолий Александрович Белый (Вайсман) родился 1 августа 1972 года в Брацлаве, заслуженный артист РФ.

Учился в Куйбышевском авиационном институте по специальности «электронно-вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Увлекался КВН, играл в народном молодежном театре. Затем резко сменил специальность - уехал в Москву и поступил в театральное училище им. М.С.Щепкина (мастерская Николая Афонина).

С 1998 года - актер Театра им. Станиславского, с 2003-го - актер Московского Художественного театра им. А.П.Чехова. 

Мастер спорта по акробатике.

Снялся во множестве популярных фильмов и сериалов («Короли российского сыска», «Бригада», «Талисман любви», «Белая гвардия», «Волкодав из рода Серых Псов», «Братья Карамазовы»,  «Шагал - Малевич»…).

Много работает на озвучивании. Его голосом говорят, в частности, Халк, князь Влад Дракула, принц Чаминг из «Шрека», Эомер из «Властелина колец», герои Брэда Питта в «Мексиканце» и Киану Ривза в «47 ронинов».

Следите за нашими новостями в удобном формате