Адский коктейль. Если с ним неправильно обращаться, он может взорваться

Адский коктейль. Если с ним неправильно обращаться, он может взорваться

«Мне за 40, ей за 80. Она сводит меня с ума. Постоянная депрессия, нервные срывы. Вчера поймала себя на мысли, что готова ударить свою мать, которую всю жизнь боялась потерять больше всего на свете. В результате ударила дверь, сломала ее, руку разбила в кровь, раздавила ногой ее очки с хрустом и ненавистью! И с шоком от того, что я делаю. Я не могу себя контролировать, пытаюсь, стараюсь быть понимающей, терпеливой - она старенькая, уже не может адекватно воспринимать мир… Но я не железная! Я не могу больше! Срываюсь, ору, даже желаю ей смерти, потом вновь испытываю чувство вины, жалость, страх ее потерять - и так каждый день! Где-то прочитала, что такие противоречивые чувства - адский коктейль, они могут разрушить психику, и понимаю, что я уже псих, монстр и почти готовый убийца…»

Единственный сын

Вот такое письмо написала наша читательница накануне трагедии, которая попала в криминальные сводки в середине августа.

…Маленький городок Заволжье вздрогнул: пожилой мужчина, примерный семьянин, в недавнем прошлом заслуженный специалист-инженер, занимающий руководящую должность, а ныне уважаемый законопослушный пенсионер, который долгие годы ухаживал за престарелой больной матерью, задушил ее телефонным шнуром. На следующий день он сам позвонил в полицию и сообщил о совершенном преступлении.

Как потом рассказывал следователь Городецкого межрайонного следственного отдела СУ СКР по Нижегородской области лейтенант юстиции Евгений Денисов, преступление произошло 18 августа 2018 года в квартире дома по улице Луначарского в городе  Заволжье.

Из материалов уголовного дела, возбужденного по статье УК РФ «Убийство»:

Подозреваемый на постоянной основе ухаживал за матерью, которая одна проживала в квартире. Он характеризуется положительно, к уголовной ответственности не привлекался…

Сидя в кабинете следователя, задержанный мужчина отчаянно растирал ладонями виски. 

- Я не выдержал, это было невыносимо… Почему сообщил не сразу? Сгоряча хлопнул дверью и ушел домой, всю ночь не спал… Конечно, раскаиваюсь, она же мне мать, а я - ее единственный сын…

В тот вечер ей опять слышались голоса, она кричала:

- Выключи телевизор! Я сейчас сына позову!

А телевизор был выключен, и никого, кроме них двоих, в квартире не было. Сын вошел в комнату, неся в руках кастрюльку с только что сваренной кашей. Мать ударила рукой по кастрюльке, каша опрокинулась ему на ноги, она продолжала кричать…

Распятые на кресте

- Проще говоря, достала. А у него самого букет болезней, едва ли меньше, чем у матери. Вот, наверное, не сдержался, - по тому, как говорил Евгений Александрович, было видно, что он сочувствует своему подследственному. Но - следователь не имеет права на эмоции:

- Убийство есть убийство. В настоящее время подозреваемый находится в СИЗО, назначен ряд экспертиз - в частности, психолого-психиатрическая, следствие продолжается…

- Конечно, сейчас все зависит от заключения специалистов, - комментирует ситуацию доцент кафедры уголовного права и процесса Нижегородского государственного университета имени Лобачевского, кандидат юридических наук Людмила Обидина. - Многое может адвокат. После пребывания в СИЗО надо хлопотать об изменении меры пресечения. Пожилой человек, больной, сам во всем признался, раскаялся, если позволят заключения судмедэкспертизы, статью могут переквалифицировать на «Убийство, совершенное в состоянии аффекта», а там наказание - от исправительных работ до трех лет лишения свободы…

Еще в прошлом веке у нас в России проблема ухода детей за престарелыми и немощными родителями не была так остра. Люди в ходе войн, репрессий, плохого развития медицины редко когда доживали до возраста, при котором теряли трудоспособность, не могли ходить и обслуживать себя. Вдобавок раньше несколько поколений жили в больших семьях, и у пожилых людей было больше возможностей, пока они были в силах воспитывать и присматривать за внуками. Соответственно, когда уже нуждались в опеке, им эту помощь предоставляли - в рамках негласного договора между поколениями. Балансы соблюдались. 

В современных семьях, где члены поколений, как правило, живут отдельно и разделены не только географически, отношения осложнились. В идеале помощь и поддержку друг другу должны оказывать супруги, но если немощный родитель оказывается один, а в социуме доминирует мнение, что теперь взрослые дети обязаны заботиться о старых и больных родителях также сильно, как они заботились о собственных детях, взрослый человек оказывается как бы распятым. С одной стороны,  он должен работать и обеспечивать семью, заботиться о собственных детях и жене, а вместо этого он разворачивается назад и отдает время, силы, мысли больному. А если у него к тому же глубокий атеросклероз, болезнь Альцгеймера или необратимая деменция…

Между тем одна из публикаций нашего постоянного эксперта, нижегородского психолога Оксаны Елизаровой так и называется «Как ухаживать за престарелой матерью и не сойти с ума».

Разобрать чувства на части

Время, проведенное возле больной матери, не потерянное, а приобретенное, заметил однажды мой мудрый приятель. Ему повезло - в полном согласии они со своей мамой прожили до последнего ее вздоха. Увы, такое бывает крайне редко. У другого моего знакомого, который жил вместе со своей старенькой мамой, терпение лопнуло после того, как она в его отсутствие едва не спалила дом. Осуждаемый всеми родственниками, он отвез ее в дом престарелых…

С годами что-то неуловимо странное происходит с характером наших родителей. Экономность оборачивается скупостью, внимательность - придирчивостью. Случаются и старческое слабоумие, и маразм. Как найти с ними общий язык и примириться с переменами?

- Не принимая и не уважая родителей, человек не может уважать жизнь, которую он от них получил, - говорит Оксана Александровна. - Но принятие идет не в образе престарелого и уже плохо реагирующего на действительность больного человека, который меняется на глазах, а в образе мамы, которая смотрит на нас с фотографии полувековой давности. И первое, что надо сделать, - разобрать это чувство на части…

То есть разделить злополучный коктейль чувств на составляющие: отдельно любовь и почитание, отдельно - здравый смысл. И тогда вас не будет угнетать постоянное чувство вины перед родителями.

- Правильная организация процесса помогает в большинстве случаев, - продолжает Оксана Александровна. -  Уход с помощью нанятых людей вообще может быть спасением… Энергия членов семьи, интенсивный уход и реанимационные мероприятия могут увеличить продолжительность жизни тяжелобольных и престарелых родителей от нескольких лет до десятилетий. Однако подобная плата на пути к долгожительству оказывается запредельно тяжелой для самих детей. И вряд ли сами родители, находясь в осознанности, готовы принимать эти подвиги младшего поколения…

Однако случилось то, что случилось. А в камере СИЗО мучимый угрызениями совести считает дни до суда муж своей жены и отец своих детей, которые, возможно, никогда не поймут его поступка.

Татьяна ЧИНЯКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате