В обучении инвалидов в вузах ищут гибкий подход

В обучении инвалидов в вузах ищут гибкий подход

Для студентки-колясочницы в одном из пензенских вузов, где якобы были созданы все условия для обучения людей с ограниченными возможностями, камнем преткновения на пути получения высшего образования стала… дверь, которую девушка не могла открывать самостоятельно. 

Шаг в инклюзию 

В СССР работала развитая сеть коррекционных учреждений и был накоплен уникальный опыт по обучению людей с инвалидностью. В минувшие годы этот опыт был потерян. Сегодня в России пытаются наверстать упущенное внедрением инклюзивных технологий и даже наметились определенные положительные сдвиги. Но кардинально решить проблему можно, только объединив усилия государства, общества, самих инвалидов. Об этом шла речь на конференции по образованию «Стратегические линии развития инклюзивного высшего образования на современном этапе», которая прошла  в Мининском университете. 

В ней приняли участие представители 11 городов России и шести зарубежных стран. 

Эксперты не случайно собрались в корпусе № 7 Мининского университета на Автозаводе - здесь созданы условия для обучения людей с ограниченными возможностями. Для слабовидящих людей проложена дорожка из тактильных плит, широкие дверные проемы, специально оборудованный туалет, подъемник для колясочников, есть необходимое оборудование для обучения инвалидов по зрению, слуху.

Год назад приказом министерства образования и науки в Мининском университете была создана новая структура - ресурсный учебно-методический центр (РУМЦ) по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. За это время удалось консолидировать подведомственные РУМЦ и объединить 26 вузов-партнеров. Был выработан общий подход к тому, как должна меняться университетская среда, с технической точки зрения, чтобы обучать людей с инвалидностью, под особых студентов были адаптированы учебные программы по семи основным  видам заболеваний. Кроме того, НГПУ им. К.Минина на своей базе объединил лучших на сегодняшний день преподавателей, владеющих инклюзивными технологиями. 

Как следствие, в университете увеличилось число особых студентов. Сегодня здесь обучаются более полусотни ребят с ограниченными возможностями, 16 из них поступили в вуз в этом году. 

Раздвигать горизонты

По словам ректора НГПУ им. К.Минина Александра Федорова, нужно менять отношение к инвалидам, вовлекать их как в обыденную повсе-

дневную жизнь, так и в трудовую деятельность. 

- Теперь каждый студент, получающий педагогическую специальность, в обязательном порядке учится работать с детьми, имеющими самые  разные ограничения. Причем это не только дети с инвалидностью по слуху, зрению, «опорники», но и аутисты. Инклюзивное образование стараются развивать во всем мире. У иностранных партнеров в первую очередь хотелось бы перенять опыт работы с оборудованием, которое, с одной стороны, общее для всех в мире, но используется по-разному. Нам интересны решения по созданию доступной вузовской среды, адаптивные программы, которые помогают эффективно обучать инвалидов, помещая их в общую среду, не выделяя, но при этом чтобы они себя чувствовали комфортно, - отметил ректор НГПУ. 

Но, как оказалось, создание доступной среды хотя и очень важный, но не решающий фактор для привлечения в вузы. 

Об этом говорил руководитель общественной организации инвалидов «Ковчег» Роман Пономаренко, который рассказал свою историю. 

Роман в 9 лет неудачно упал с дерева и оказался в инвалидном кресле. 

- В такой момент человеку очень важна психологическая адаптация. Нужны люди, которые смогут помочь не сломаться, расскажут, как жить дальше, невзирая на ограничения. Мне повезло, у меня родители сильные духом. Благодаря маминой активности я не только закончил школу, но и поступил в ННГУ, со второго курса начал работать. Большинство людей, когда остаются наедине с собой и родителями, очень быстро превращаются в иждивенцев. Появляются страхи, стереотипы. Сейчас много делается для создания безбарьерной среды, но передвигаться на коляске все еще очень трудно. Однако если у меня есть четкая цель, что мне нужно куда-то попасть (будь то учеба, мероприятие), то я туда попадаю. Да, мне приходится для этого прикладывать определенные усилия, продумывать свое путешествие, но у меня нет страха и стереотипов. Нужно учить людей переступать через свою инвалидность и двигаться дальше, - призывает Роман Пономаренко. 

Участники конференции отмечали, что ребята-инвалиды часто не обладают информацией, куда они могут поступить и какое оборудование им может быть предоставлено в помощь для освоения учебной программы. Зато у таких людей огромное количество страхов. Необходимо раздвигать горизонты, ломать стереотипы. Если человек незрячий, то это не значит, что он может быть только массажистом. Возможно, из него получится успешный предприниматель или хороший преподаватель. 

- «Ковчег» и Мининский университет недавно подписали соглашение о взаимодействии, и в ближайших планах создание краткого руководства по поступлению инвалидов в высшие учебные заведения, - сообщил Роман Пономаренко. 

Закон гарантирует... 

В 1999 году в университете им. Лобачевского был создан первый в России тифлоинформационный центр для инвалидов по зрению. Он оказывает помощь в образовательном процессе всем слабовидящим и незрячим студентам независимо от того, где они обучаются. Инициатором создания этого центра была общественная организация «Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата». Ее организаторы о проблемах людей с нарушениями зрения знают не понаслышке, поэтому и проекты рождаются для решения реальных задач, рассказала руководитель тифлоинформационного центра ННГУ Марина Рощина.

 - На сегодняшний день в инклюзивном образовании ресурсные центры  представляют собой посредническое звено, которое объединяет студентов с их индивидуальными потребностями, педагога, некоммерческие организации, которые занимаются развитием волонтерских проектов. Россия - страна огромная, и нужно искать возможности, чтобы ребята учились, становились студентами независимо от того, где они живут -  в больших ли городах или сельской местности, - отметила советник департамента госполитики в сфере высшего образования и молодежной политики Министерства науки и высшего образования РФ Ольга Серебрянникова. 

По ее мнению, в вопросе инклюзивного образования важна нормативная база, основу которой составляет Конституция РФ, в которой закреплены нормы, отвергающие дискриминацию граждан страны по любому признаку. 

- В Законе «Об образовании» прописана возможность построения индивидуального образовательного маршрута. Сегодня нет отдельных групп для слабовидящих, слабослышащих студентов. Их создание себя не оправдывает, так как сложно предугадать, с какими индивидуальными потребностями придут учиться ребята. Нужно создавать среду, которая была бы максимально адаптивной. Мы пытаемся учесть многое из того, что уже создано в помощь для обучения инвалидов, при разработке соответствующих нормативов, - говорит чиновница. 

Что касается недостатка информации, то, по ее словам, этот пробел ведомство пытается восполнить с помощью сайта инклюзивного образования, который, по замыслу его создателей,  должен работать по принципу  «единого окна», предоставляющего самую полную информацию, в том числе и о той помощи, которую может получить инвалид. На портале, кстати, уже  есть истории успеха конкретных студентов, которые преодолели свои ограничения и успешны в учебе, работе. 

Александра Махлина. 

А как у них?

Унто ТИМО, управляющий директор, научный сотрудник Ювяскюльского Южного университета (Финляндия): 

- Система образования Финляндии гибкая и может подстраиваться под разные потребности. Здоровые люди часто не понимают проблем инвалидов, не видят трудностей. Основные проблемы по физической доступности - это отсутствие парковочных мест, теснота туалетных комнат. С 2005 года в нашем вузе работает специальный человек, который занимается решением проблем доступности. Этот специалист консультирует студентов с ограниченными возможностями и помогает им.

Нин ЮАНЬ, секретарь департамента образования провинции Шэньси: 

- Инклюзивное образование в Китае развивается. Провинция Шэньси - пионер в этом деле. Сейчас уже большое количество образовательных учреждений адаптировано для лиц с ограничениями. Студентов-инвалидов поддерживают разные фонды. Правительством Китая разработан план по реализации мер, продвигающих инклюзивное образование. Он предусматривает два основных аспекта: подготовку кадров и развитие инфраструктуры.

Цифра

Среднее количество студентов с инвалидностью в российских вузах составляет всего 1,34 процента от общего числа обучающихся. Для сравнения: во Франции эта цифра 5 процентов. Из 12 миллионов инвалидов в России только половина людей признаны трудоспособными и всего лишь 15 процентов из них работают.

Кстати

На сегодняшний день в России создан 21 ресурсный учебно-методический центр. За каждым закреплены вузы на определенной территории. Так, в зоне ответственности РУМЦ Мининского университета семь областей Приволжского федерального округа: Нижегородская область, Республика Мордовия, Пермский край, Самарская, Саратовская, Ульяновская и Пензенская области. 

В РУМЦ Мининского университета работает call-центр. Консультацию можно получить по телефону 8-800-550-61-15 с понедельника по четверг с 8.00 до17.00, в пятницу - с 8.00 до 16.00.