Тонкая работа в голове и с головой…

Тонкая работа в голове и с головой…

Нейрохирургия - одна из самых дорогостоящих специальностей в мире, и бытует выражение, что она не для «бедных стран». Именно вооруженность нейрохирургической службы (и кардиохирургии) отражает и уровень медицины региона в целом.

Нижегородской городской клинической больнице № 39 и расположенному в ней Городскому нейрохирургическому центру имени профессора А.П.Фраермана исполнилось 55 лет. Благодаря многолетнему тесному союзу науки и практики (больница много лет была клинической базой ННИИТО), центр стал наиболее заметным нижегородским учреждением нейрохирургического профиля. Защищены десятки диссертаций, здесь прошел один из первых съездов нейрохирургов России в 1998 году, а сейчас регулярно проводятся конференции федерального уровня. По количеству операций в год (1100) центр занимает первое место в ПФО, выполняются самые сложные хирургические вмешательства, за которые не берутся в других регионах. О достижениях и проблемах нейрохирургии рассказывает главный научный сотрудник ПИМУ, вице-президент Ассоциации нейрохирургов России, профессор, главный нейрохирург ПФО Леонид Кравец.


За счет авторитета

- В чем роль городской больницы? 

- Для здравоохранения города больница является системообразующей, так как на ней концентрируется поток экстренных больных широкого профиля: это и общая и челюстно-лицевая хирургия, травмоцентр и первичное сосудистое отделение и круглосуточная нейрохирургическая помощь. Это совершенно обычный поток больных для многопрофильного стационара, но в «нормальных» стенах (а 39-я строилась как тубдиспансер с одним операционным блоком и узким приемным отделением) и сейчас он буквально трещит по швам из-за такого объема работы, врачи пяти специальностей со своей вереницей больных толкаются в теснейшем приемном отделении.

На эту недопустимую ситуацию сразу обратил внимание министр здравоохранения Антон Шаклунов при первом посещении больницы и высказался о необходимости постройки отдельного модуля приемного отделения. 

Впрочем, если подходить к проблеме стратегически, хирургический корпус больницы морально и физически устарел и не соответствует требованиям сегодняшнего дня - операционные разбросаны по разным, ранее отгороженным для них углам, а только в едином оперблоке можно добиться идеальных условий для работы хирургов. Да и условия для больных здесь вполне удовлетворительные. 

- Большим событием для Нижнего Новгорода стала научно-практическая конференция нейрохирургов. Какие решения были приняты профессиональным сообществом и насколько они актуальны для нижегородских специалистов? 

-Благодаря авторитету центра, нижегородская конференция собрала первых лиц отечественной нейрохирургии. Это академики РАН В.В.Крылов - главный нейрохирург России, А.Н.Коновалов - научный руководитель Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии (НМИЦ НХ) им. Н.Н.Бурденко, А.А.Потапов - директор этого центра.

Кроме юбилейной, ведущей темой конференции была обозначена нейроонкология. Ежегодно в Нижегородском регионе оперируются несколько сотен таких больных, значительная их часть приходится на нейрохирургический центр ГКБ № 39. Но эта проблема разносторонняя, хирургия только часть лечения и требуется мультидисциплинарный подход с участием онкологов, радиологов, патоморфологов. Все это требует и высокой организации, и дооснащения операционных оборудованием, позволяющим радикально и вместе с тем функционально сохранно удалить опухоль. С пониманием к этому отнесся губернатор области Глеб Никитин на встрече, на которой обсуждались проблемы нижегородской нейрохирургии. Встреча прошла не без полемики, не только наша специальность нуждается в закупках оборудования, хотя ни в какой другой специальности нет таких рисков для жизни и инвалидизации пациентов, и нехватка какой-то составляющей для диагностики и хирургии может быть фатальна.

Опираясь на опыт и кадры

 - В каком оборудовании в первую очередь она нуждается?

- С губернатором шел разговор о самых дорогостоящих позициях: необходим еще один компьютерный томограф в больницу и ряд закупок в операционную. Истек срок годности станции нейронавигации, ждем приобретения системы нейромониторинга - это не роскошь, а составляющая приказа Минздрава РФ об оснащении нейрохирургических отделений. 

Надеемся, что этому будут способствовать и соглашение о сотрудничестве, подписанное региональным министром здравоохранения Антоном Шаклуновым с одной стороны и директором НМИЦ НХ академиком Александром Потаповым - с другой. Отдельно договор заключен и с городской клинической больницей № 39.

- Леонид Яковлевич, тем не менее и на имеющемся оборудовании ваши хирурги нейрохирургического центра добиваются потрясающих результатов.

- Так нельзя формулировать вопрос - не пугайте больных! Мы неплохо оснащены и располагаем передовыми операционными микроскопами и инструментарием, просто что-то пора обновлять, а некоторые позиции восполнить. Мы выполняем уникальные операции по удалению гигантских или труднодоступных опухолей. Запомнилась операция у 32-летнего молодого человека, продолжающаяся около 11 часов из-за размеров образования, которое достигало диаметра 10 сантиметров, а это значительная часть объема всей черепной коробки. В итоге все прошло успешно, пациент полностью восстановился - ушел от нас на своих ногах и живет полноценной жизнью.

В нашем центре много приоритетов и достижений, и они связаны с микронейрохирургией - операции на головном мозге предполагают работу с операционным микроскопом, который позволяет с большей точностью манипулировать вблизи жизненно важных участков мозга, артерий и черепных нервов. В России большинство отделений начали получать эти микроскопы в рамках федеральных программ в области здравоохранения около 10 лет назад. Мы же получили это оборудование еще в 90-х годах прошлого века, поэтому у нас больше опыт и выше квалификация.

Что касается инновационных методов, то мы первые в регионе начали применять интраоперационную метаболическую навигацию. Больной выпивает перед операцией специальный раствор, который затем концентрируется в опухоли, и при включении специального модуля микроскопа она светится малиновым цветом, что позволяет более полно и точно ее удалить. Применяем также интраоперационную видеоангиографию при клипировании аневризм, используя уже другой модуль микроскопа. Это самые тонкие и деликатные операции, требующие большого мастерства.

Есть примеры, когда мы брали пациентов из соседних регионов, так как там наши коллеги не рискнули проводить хирургическое вмешательство. Нельзя забывать и про спинальную нейрохирургию, она крайне востребована - в один операционный день выполняется до трех операций при грыжах диска. В этом секторе свой лидер - профессор Ольга Перльмуттер, она спасла позвоночники тысячам пациентов.

Пациенты все равны

- Вам приходилось стажироваться в разных странах. Где понравилось больше всего?

- Больше всего впечатлили условия работы в Хельсинки. Там у нейрохирургов свой отдельный оперблок на четыре операционные, со шлюзом, чтобы попасть туда, нужно полностью переодеться. В них своя система вентиляции с очисткой воздуха, ламинарные потоки, дышать легко в любую погоду. В широких проходах стоят микроскопы предыдущих моделей для отработки навыков молодых врачей, мониторы с трансляцией из всех операционных. И, конечно, изобилие любых расходников, специальное операционное белье… Здесь ничего выдающегося - это мировой стандарт, но он очень дорого стоит. В НМИЦ НХ (или институте Бурденко по-старому) и федеральных центрах нейрохирургии Тюмени и Новосибирска точно так же. У нас кое-что есть, но многое в обрез с ограничением возможности выбора наиболее оптимального варианта и инструмента и расходников. Сейчас фрезы для трепанации износятся, и следующей поставки ждать месяцы… Но пациентов нет федеральных, центральных и районных, они все равны, и, если они доверяют нам свою жизнь, у нас должно быть все для ее спасения, нейрохирургия, как и осетрина, не может быть второй свежести, но, к сожалению, пока определенная дискриминация присутствует.

И к импортозамещению в медицине надо относиться осторожно. Да, есть проверенные умельцы, которые делают прекрасный инструмент и аппаратуру, но первый за всю историю больницы купленный для нее томограф отечественной сборки из-за поломок простоял четыре месяца. У нас есть главные специалисты минздрава Нижегородской области по всем направлениям медицины, они все профессионалы, с ними надо чаще советоваться по текущим вопросам - оснащение, развитие службы и др. В то же время на федеральном уровне я ежегодно отчитываюсь перед главным нейрохирургом РФ по ПФО плюс совещания главных нейрохирургов округа отдельно. Прекрасно вижу недопонимание и несовпадение позиций управляющей и практикующей части медицинского сообщества, но нужно их сближать, и это в интересах только наших очень сложных пациентов! 

Беседовала Александра Махлина.

Следите за нашими новостями в удобном формате