Вася Ложкин - это не просто художник, а полноценный художественный проект

Вася Ложкин - это не просто художник, а полноценный художественный проект

Вася Ложкин - это не просто художник, а полноценный художественный проект. Долгое время он существовал в виртуальности, и вот на очередном витке славы открылась персональная выставка Васи в НГВК - на главной выставочной площадке Нижнего Новгорода. Автор сатирических картин про злых бабушек, суровых пьяниц и рыжих котиков прибыл на открытие вернисажа и рассказал о своих творческих буднях.
«Я никого не осуждаю»
- В одном интервью вы назвали себя интернет-воином, который ведет бой в рамках живописного холста. Вы до сих пор ведете «боевые действия»?
- Сейчас я, конечно, уже никакой не воин. Это когда-то было интересно ругаться в Интернете - много лет назад, когда ты не мог заснуть оттого, что кто-то не прав. Сегодня я спокойно ложусь спать. Что до сюжетов, люди способны увидеть в картине то, что в ней и близко заложено не было: например, когда-то мою картинку с изображением оранжевого кота связали с «оранжевой революцией» на Украине. Люди видят так, как они хотят.
- Исторически в нашей стране большинство реалистических произведений искусства несет определенную политическую нагрузку и может вызывать непрогнозируемую реакцию. А вы сами какой реакции ждете?
- Я не отражаю реальность как таковую. Нет такого, что я озадачен какой-то
актуальной социальной, политической проблемой и стараюсь заострить на ней внимание. Это нечто вроде того, как если бы ты долго над чем-то размышлял, потом лег спать, а оно продолжает сниться. Вероятно, я рефлексирую как гражданин и мое подсознание что-то такое на холст выплескивает, но я ни в коем случае не стараюсь специально вкладывать в свои работы остросоциальные смыслы. В отличие от мультреалистов, которые сообща осуждают те или иные явления в обществе, я ничего не осуждаю, а наоборот, воспеваю. Если это пьяный мужик, я им искренне восхищаюсь; не в том смысле, конечно, что я восхищаюсь пьяным, просто, с точки зрения художника, это восхитительно живописный объект.
Летов и Пушкин
- Основным своим стилем вы выбрали мультреализм. Что это значит?
- Бывает реализм социалистический, а бывает реализм мультипликационный. Помните, раньше были на плакатах такие «стоп-кадры» из информационного мира, скажем, ТАСС: рабочий у станка, никарагуанские военные с автоматами? Так и у меня: все картины - это репортажи из параллельного мультипликационного мира.
- Есть ли у вас авторитеты, ориентиры в художественном мире?
- Я вообще не очень люблю изобразительное искусство. Правда-правда. Если оказываюсь на каких-то выставках, в музеях, то с интересом на все смотрю, но не так уж, чтобы от всего этого фанатеть. Я, как и все советские дети, воспитан на классике - Васнецов, Саврасов, Шишкин какой-нибудь, Суриков… Когда я бываю в Санкт-Петербурге, то иду в Русский музей - не в Эрмитаж - и с удовольствием гуляю там. То, что я люблю, совершенно непохоже на то, что я рисую.
- И дома у вас как не особого любителя живописи, никакие картины не висят?
- Почему же, висят две картины. Жена давным-давно купила их в Доминиканской Республике - яркая, полуабстрактная такая живопись по пятьдесят долларов за штуку. И еще полиптих на космическую тему. И есть еще художник Харитон Круглов, очень талантливый рисовальщик, я у него заказал несколько картин: портреты Егора Летова, Тома Уэйтса, Ника Кейва и Пушкина. Они тоже у меня висят, в мастерской. Несмотря на протесты жены, которая считает, что нечего развешивать изображения умерших людей.
- О чем ваша выставка?
- Выставка посвящена новому солнцу: грядущей Четвертой промышленной революции, будущему, весне… и тому, что солнце, вскоре взойдя над новой Россией, больше никогда не сядет.
- Как бы вы определили свою миссию?
- Моя работа заключается в том, чтобы нести людям радость. Чтобы все смотрели на картины, улыбались, какие-то положительные эмоции испытывали.
- Вы все свои картины считаете веселыми?
- Безусловно. Просто некоторые из них - с черным юмором.
- Как к вам относятся коллеги, работающие в академическом стиле?
- Некоторые из них относятся ко мне очень хорошо. Некоторые говорят: «Ну, это ж какое-то вообще… ну… не искусство».
- Как возникают сюжеты ваших картин?
- Не знаю. Я сторонник теории ноосферы, где витают многочисленные разнообразные идеи, а человек - художник, писатель, - подобно приемнику, что-то вылавливает и транслирует. Чем-либо вдохновить меня невозможно: это само по себе происходит.
Выставка «Восход Нового Солнца» работает до седьмого апреля. 16+
Мария Федотова. Фото Кирилла Мартынова.

Справка «НН»
Художник, музыкант, блогер Алексей Владимирович Куделин родился 18 августа 1976 года в подмосковном городе Солнечногорске.
Получил юридическое образование. Работал сценографом в Солнечногорском драматическом театре.
С 1996 года начал самостоятельно осваивать живопись, с 2000-го работает маслом, подписываясь псевдонимом Вася Ложкин. После того как несколько галерей отказались выставлять его картины, начал выкладывать их в Интернет, стремительно набирал популярность и вскоре оказался желанным гостем на самых престижных столичных площадках.
Также Вася Ложкин известен как музыкант: он основал группу «Эбонитовый колотун», состоит в группе «Вася Ложкин и какие-то люди».
С 2013 года живет в Ярославле.

Следите за нашими новостями в удобном формате