Нижегородская опера: тайны старого Дома

Нижегородская опера: тайны старого Дома

Эта история началась 5 ноября 1897 года в кулуарах Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии, когда было вынесено решение о строительстве Народного дома. Городская дума подумала и отвела под строительство участок на окраине города с тем, чтобы вновь выстроенный Дом отвлек бы простых людей от революционных мыслей.
Народный дом как феномен вовсе не был нижегородским ноу-хау. Подобные здания строились в Европе, а затем и в России в конце XIX века как многофункциональные учреждения, предоставлявшие культурный досуг и образование для взрослых и детей.
Проектировал Народный дом, а затем и руководил его строительством прекрасный архитектор Павел Малиновский. Бесплатно. Строительство шло на пожертвования, и, конечно, денег не хватало, но выручал почетный член общества - Шаляпин: он трижды давал благотворительные концерты, в том числе на открытии Народного дома 5 сентября 1903 года.

Погорели на дешевизне
После того как Народный дом открылся, встал вопрос, что с ним делать дальше. Горький предложил организовать для оперативного пользования Домом театральное товарищество. Он мечтал о создании в Нижнем Новгороде Народного реалистического театра в традициях любимого им Московского Художественного театра, только с общедоступной стоимостью билетов. И вот из МХТ в Нижний приехали актеры и режиссер Асаф Тихомиров. Также от московского театра прибыли в дар различные декорации, но все равно приходилось «попрошайничать» насчет мебели, одежды, посуды, подсвечников, так что спектакли шли с обилием подлинных деталей. Завлитом юного театра стала супруга архитектора Малиновского, заведующей костюмерной частью - жена Горького. Последней приходилось «добывать» костюмы у знакомых, а дома организовать нечто вроде швейной мастерской. Впрочем, в доме Горького, расположенном совсем неподалеку от Народного дома, в начале нынешней улицы Семашко, в то время самоорганизовался натуральный караван-сарай. Туда без конца приходили самые разные люди, в том числе вся труппа нового театра, так что во всех комнатах непрерывно ели, пели, репетировали...
И вот театр в Народном доме открылся «Царской невестой» Мея. Это произошло 16 декабря 1903 года. Затем поставили «Женитьбу», «Тартюфа», «Горе от ума», «Волки и овцы», «Бесприданницу» и другие спектакли. Пьесы самого Горького ставить запрещали - очевидно, из вредности, хотя в Нижегородском драматическом театре вовсю шли «Мещане» и «На дне».
Помимо спектаклей в Народном доме устраивались бесплатные лекции, беседы, литературно-музыкальные концерты. Работали библиотека, читальный зал, функционировала общедоступная чайная-столовая. Увы, на самоокупаемость театр выйти не смог из-за дешевизны билетов, и через пять месяцев после открытия тихо закрылся.
Из революции через синема
В 1905 году Народный дом был превращен в революционный клуб. Там проходили заседания реввоенсовета. Говорят, где-то в здании располагалась лаборатория по изготовлению бомб.
После революции Народный дом работал несколько лет как культурно-досуговый центр с концертами и лекциями, выступлением самодеятельных и антрепризных театров. В музейных витринах театра разложены некоторые программки: по ним можно составить примерное представление о досуге вековой давности.
Датирована 7/20 апреля 1918 года программа «спектакля драматического кружка студентов-политехников под режиссерством М.В.Горского. Представлено будет «Дни нашей жизни». Пьеса в 4 д. Л.Андреева... По окончании спектакля - ТАНЦЫ до 3 ч. ночи».
Сейчас перед началом спектаклей просят отключить мобильные телефоны. А девяносто лет назад от зрителей ждали иных проявлений вежливости, о чем свидетельствует другая программка. «Государственный театр, летний сезон 1928 г. Об`единенный состав оперы и музкомедии под руководством П.И.Амираго. «Кармен». Опера в 4 действ., муз. Бизе. Действующие лица… Начало в 8 часов вечера… После поднятия занавеса вход в зрительный зал не разрешается. В верхнем платье, в головных уборах вход в зрительный зал не разрешается». Интересно, как выходили зрители из положения? Ведь гардероб театра тогда был очень небольшой.
Удивляют афиши 1917 - 1918 годов. «У камина». Драма въ 6 част. В главныхъ роляхъ: В.Холодная…», «18 октября «Слезы» съ уч. Франчески Бертини. «Золотая грязь» съ уч. Франчески Бертини». Неужели в Народном доме побывали королева экрана Вера Холодная и знаменитейшая в то время кинодива Франческа Бертини? Конечно же, нет. Сегодня для нас слово «с участием» означает личное участие, присутствие, а в те времена это значило лишь «в ролях». В Народном доме вовсю крутили популярное кино!
В 1931 году горсоветом было принято постановление об организации в городе оперного театра. Под театр решили приспособить здание Народного дома - и началась большая реконструкция, в результате которой первоначальный дом оказался скрыт внутри новых стен. Так что стены постройки 1903 года - теперь стены зрительного зала, а вот окружающие его главное и боковые фойе, коридоры, лестницы и служебные кабинеты с гримерными комнатами появились в результате пристроечных работ.
Демонтировали угловые башни, в которых располагались водопроводные баки - Народный дом имел автономное водоснабжение.
Знаменитая «демократичная» чайная-столовая, расположенная в цокольном этаже, сохранилась: сегодня это театральный буфет.
Труппу во вновь создаваемый театр собирали со всего Союза. Но строительство затянулось, и приглашенные в Горький артисты начали потихоньку «расползаться». В итоге, когда 1 июля 1935 года перестроенное здание было сдано в эксплуатацию, петь и играть было некому. Поэтому сцену обновлял театр имени Немировича-Данченко, плюс тем же летом приезжали артисты Киевской оперетты. А тем временем спешно собирали труппу, костяк которой составили выпускники музыкального техникума.
Театр открылся 24 октября 1935 года оперой «Князь Игорь». Эта дата считается днем рождения Нижегородского театра оперы и балета с вновь сформированной стационарной труппой.
Немного о призраках
А знаете ли вы, что три роскошные люстры, освещающие зал, были подарены театру Никитой Сергеевичем Хрущевым?
Кстати, главная люстра в нашей опере, определенно похожая на люстру Grand Opera, может напомнить об одной полулегендарной исторической личности, возможно связанной с нижегородским театром. Это Призрак Оперы.
Как пишет журналист-детективщик Гастон Леру в своем романе, в 1899 году Эрик-Призрак был замечен «на Нижегородской ярмарке, где уже гремела его жуткая слава». Мог ли этот незаурядный персонаж возжелать обосноваться в богатом купеческом городе? Мог. Имел ли он возможность пробраться на заседание Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии и склонить его совет к постройке именно Народного дома - ведь были и другие идеи, например, о постройке фабрики? С его-то даром убеждения - да запросто. Быть может, он, прикрывшись одной из множества личин, принял бы участие в строительстве с какой-либо одной ему известной целью? Не исключено. Но, как гласит легенда, в 1900 году ему поступило интереснейшее предложение отправиться на службу к персидскому шаху...
Мария Владимирова. Фото автора.

На фото: Старые помещения оперного дома таят в себе массу иллюзий и артефактов.

Автор благодарит пресс-службу Нижегородского государственного театра оперы и балета им. Пушкина за помощь в сборе информации.

Следите за нашими новостями в удобном формате