"Актерская судьба - счастливая" - считает Галина Тюнина

"Актерская судьба - счастливая" - считает Галина Тюнина

В конце сентября на сцене театра «Комедiя» прошли гастроли знаменитого московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Нижегородцы увидели два спектакля: «Волки и овцы» Островского и композицию по рассказам Бунина «Последние свидания».
В составе великолепного актерского десанта приехала Галина Тюнина - актриса серьезная, тонкая, запоминающаяся надолго и тревожащая своими работами. Корреспонденту «НН» удалось взять у нее интервью.

Вместо блеска - тяжкий труд
- Галина Борисовна, чем вы можете объяснить безумную популярность актерской профессии, высокие конкурсы при поступлении?
- Наверное, сильно завышенным представлением о блеске и привлекательности актерской профессии. Думаю, есть множество разочарованных людей, которые, окончив институт, понимают, что получили немножко не то, чего они хотели. Нет блеска. А есть ежедневный труд, тяжелый, скучный и совершенно неразвлекательный, и вообще держать репертуар в театре сложно. Сложно ждать ролей. Помогать другим, любить своего зрителя - все сложно.
Сбивает с толку и телевидение: многим кажется, что важно попасть в какое-то всеобщее признание, в передачу массового использования, где тебя все увидят, узнают и поймут. Плюс театральное образование становится платным, и у людей появляется иллюзия того, что можно заплатить деньги и стать актером или режиссером. Это ошибка. Правильно, когда ты поступаешь сам и не благодаря деньгам, а потому, что есть Учитель, который поверил в тебя и в то, что ты сможешь чего-то достичь, усердно работая. Бывает врач, который заплатил деньги, чтобы получить медицинский диплом, или который каждый день выступает по телевизору вместо того, чтобы делать операции. Вы пойдете на прием к такому врачу, у которого нет ни практики, ни настоящего образования? Не пойдете, потому что это опасно для жизни. Так вот и артист, который не учился толком и не выходит на сцену, тоже может навредить - внести в душу хаос, воздействуя на вас.
Это все о том, что в отношении актерства вдруг исчезло осознание того, что это - профессия, которой надо учиться каждый день, но пришло ложное ощущение, что артистом можно стать легко и с полпинка.
О содержаниях и формах
- Среди ваших работ есть роль супруги писателя Ивана Бунина в фильме «Дневник его жены» - картине тонкой, ироничной и очень корректной, хотя, казалось бы, там демонстрируются достаточно неприглядные подробности личной жизни писателя. Как сложился баланс, как получилось сказать обо всем, не скатываясь в сплетню?
- Прежде всего, сложилась команда. Алексей Ефимович Учитель - режиссер; сыгравший Бунина Андрей Сергеевич Смирнов; я… Мы - команда, сделавшая «Манию Жизели», - перешли в следующий фильм как в следующую идею. Дуня Смирнова писала сценарий, переписывая его несколько лет. Я лично прочитала три или четыре варианта - все были очень разные, а Алексей Ефимович, ничуть не смеясь, говорил, что ему нужны семь вариантов.
Это кино не было обличительным. Это было признание в любви автору, писателю, русскому человеку, который был в эмиграции, произведениями которого русская литература по сей день гордится. Леша сделал определенный срез своего взгляда на бунинскую историю, которая была связана с эмиграционным периодом его жизни, и на ту женщину, которая служила ему всю свою жизнь.
Надо ли ехать?
- Сначала, на заре своей актерской биографии, вы два сезона работали в Саратовском театре драмы, а затем поступили в ГИТИС - и началась триумфальная столичная карьера. Как вы видите и оцениваете стремление множества молодых актеров в столицу и как вам видятся судьбы тех, кто остался служить в родном, нестоличном театре?
- Закон тут только один: если есть движение души - надо ехать в Москву. Если жизнь складывается по-другому - значит, надо по-другому. Разумеется, очень жаль, что провинциальные театры лишаются актеров, которые бегут в Москву, желая работы, заработков, славы, еще чего-либо. Были и есть прекрасные театры в Нижнем Новгороде, Саратове, где я работала, - в Саратовском драмтеатре была уникальная труппа, воспитанная Александром Ивановичем Дзекуном; в Самаре, Ульяновске были и есть режиссеры, служить у которых большая честь для любого актера. Но сегодня все не так. Я вижу в Москве невероятную толпу людей, артистов, которые пытаются пробиться, но куда? - в сериалы. А это значит, что немножко за другим люди приходят: за денежным вспомоществованием, решением материальных проблем. Потому что решения художественных задач в этой сфере нет.
- Говорят, у каждого артиста есть свои несыгранные короли Лиры. Или у вас счастливая актерская судьба, все сбылось?
- Любая актерская судьба - счастливая, потому что артист живет надеждами в ожидании ролей. Ведь то, что не сбылось сегодня, вполне может произойти завтра, послезавтра, через год, через десять... И потом, очень трудно сказать, что значит слово «состоялась» для актерской судьбы. Да, не все уехали в Москву, не все обрели широкую известность, снимаясь в кино. Очень много безвестных артистов, которых мы не знаем. Но это вовсе не значит, что у них «не сложилось». Может, то, что мы не знаем их, означает лишь, что «не сложилось» у нас?
Мария Федотова.
Автор благодарит заведующую литературной частью театра «Комедiя» Анастасию Разгуляеву за предоставленную возможность эксклюзивного интервью.

Справка «НН»
Заслуженная артистка России Галина Борисовна Тюнина родилась 13 октября в Приморском крае, в городе Большой Камень.
В 1986 году окончила Саратовское театральное училище им. И.А.Слонова (курс В.А.Ермаковой), два с половиной года работала в Саратовском драматическом театре им. Карла Маркса под руководством А.И.Дзекуна. В 1988 году поступила на актерский факультет ГИТИСа на курс Петра Фоменко.
Ведущая актриса Московского театра «Мастерская П.Фоменко».
Снялась в полутора десятках фильмов и нескольких сериалах, среди них - «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Прогулка», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Очарование зла», «Андерсен. Жизнь без любви», «Дар».
Лауреат престижных кинопремий за работы в кино и театре, в том числе: «Золотая маска», Государственная премия России, «Хрустальная Турандот», премия Фонда Олега Табакова, национальная театральная премия «Чайка», «Триумф»…

Следите за нашими новостями в удобном формате