Факультету народных инструментов Нижегородской консерватории - 60 лет

Факультету народных инструментов Нижегородской консерватории - 60 лет

В конце ноября в Нижегородскую консерваторию стекались гости со всей России. Большим концертно-просветительским марафоном музыкальный вуз отметил юбилей «народной» кафедры.
В отличие от скрипки, виолончели и фортепиано, баяны с балалайками долго воспринимались как инструменты любительские, «простецкие». О том, как народные инструменты стали в Горьком - Нижнем Новгороде академическими, «Нижегородским новостям» рассказали в консерватории.

Игра высокого уровня
- А ведь, между прочим, созданием факультета народных инструментов в нашей консерватории мы обязаны установке в Большом зале концертного органа, - улыбается заслуженный деятель искусств РФ, профессор Виктор Голубничий. - Тогда перед ректором было поставлено условие: консерватория получает орган фирмы «Александр Шуке», а взамен берется обучать «народников». 
-  Звучит так, словно обучение баянистов и балалаечников было чем-то не слишком приятным...
- По тем временам это было делом крайне хлопотным. Народные инструменты в СССР еще только начали преподавать. Методическая база, педагогический резерв, репертуар - множество фундаментальных вопросов приходилось решать, в общем, с нуля. Плюс само отношение ко всему этому было несерьезным: казалось бы, что общего между «деревенскими» инструментами и высокой академической традицией?
Но это было неизбежно.
В конце тридцатых годов на государственном уровне было объявлено о популяризации народного творчества и исполнительского мастерства. В 1938 году прошло две выставки музыкальных народных инструментов, в 1939-м состоялся первый Всесоюзный смотр-конкурс, собравший очень интересных исполнителей!
В 1959 году был объявлен прием в класс баяна при кафедре специального фортепиано и Горьковской консерватории.
Под крылом московской профессуры
Кафедрой спецфортепиано заведовала Берта Маранц - блестящая пианистка, одна из любимых учениц Генриха Нейгауза. Во время войны она играла на аккордеоне в концертных бригадах.
По сути, Берта Соломоновна курировала и баянный класс и делала это с душой. Так, она лично ездила в Гнесинку, где выбрала педагога для нашей консерватории. Это был композитор, музыковед, пианист Николай Чайкин, написавший первую в мире сонату для баяна. Кстати, он состоял в составе методсовета при Министерстве культуры СССР, разрабатывавшего первые в стране программы для народных отделений музыкальных вузов, училищ и школ. С 1964 года Николай Яковлевич начал преподавать на нашей кафедре, и на его имя, в его класс сразу начали съезжаться лучшие, талантливейшие абитуриенты. Некоторые оставались работать. В итоге в Горьком сложился блестящий педагогический состав и крепкие традиции преподавания с акцентом на московскую школу.
Постепенно перечень специальностей расширялся: стали обучать игре на домре и балалайке, гитаре.
В 1965 году профессор кафедры хорового дирижирования Маргарита Саморукова создала оркестр баянов. В 1974 году в Горький приехал воспитанник Гнесинки, ныне народный артист России Виктор Кузнецов. Им был создан оркестр русских народных инструментов, и в том же году открыт класс домры, быстро ставшие лидирующими в России, да и во всем мире.
Постепенно расширялся перечень специальностей. «На высшем уровне» начинали преподавать аккордеон, домру, балалайку, гитару. В летописи истории кафедры остались имена всемирно известных,  великолепных педагогов, методистов, исполнителей.
За шестьдесят лет из стен нашей консерватории вышли более тысячи выпускников, которые трудятся во всех уголках мира. Мы ими гордимся. Я уверен, что каждый педагог кафедры помнит всех своих учеников поименно, ведь в  каждого вложены интеллект и душа, труд и вдохновение.
На острие прогресса
О дне сегодняшнем рассказывает Юрий Гуревич, профессор, ректор Нижегородской консерватории, в прошлом заведующий кафедрой народных инструментов.
- Сейчас, конечно, никому в голову не придет относиться к народникам несерьезно. Знаю, например, что ведущие композиторы посвящают нашим, нижегородским музыкантам, свои сочинения с правом первого исполнения.
- Действительно, со временем мы доказали, что на народных инструментах можно очень интересно играть самую разную музыку, в том числе современную, авангардную. Интерес композиторов первого ряда к народным инструментам вообще очень возрос. В частности, потому, что репертуар «академистов» очень обширен и, в общем, не особенно нуждается в чем-то новом. А «народники» жадно стремятся впитывать в себя максимум, усваивая самые передовые тенденции. Так что в начале третьего тысячелетия «народное» исполнительство переживает интенсивный рост и расцвет.
- Есть мнение, что «народников» в вузе нужно учить по-другому. Преподавать им не Баха, не Бетховена и вовсе не академическую музыку, которая изначально не имеет никакого отношения к народной культуре, но углубленно знакомить их с фольклорными традициями, репертуаром и приемами игры, «родными» для тех же домры, балалайки, баяна…  Что вы об этом думаете?
- В данном вопросе я придерживаюсь консервативных взглядов. Мы даем пятилетнее академическое образование, ориентируясь на признанные вершины. Это - база. Но совершенно не воспрещаем талантливому, творчески настроенному студенту изучать что-либо факультативно и тем более не ограничиваем наших выпускников в выборе дальнейшего пути в искусстве.  Есть студенты, которые уже в процессе обучения осваивают, например, старинные духовые инструменты, и это не вредит учебе, а, наоборот, дополняет ее.

А вы знали?
Воодушевляющая гармонь
Когда началась война, именно музыкантам-«народникам» досталась немаловажная роль в деле победы.
В директиве Главного политуправления РРККА № 220 от 05.09.1941 указано: «Политорганы располагают большим количеством красноармейских песенников, в частях имеется свыше 60 000 гармошек. В июле-августе ГлавПУРККА послано в армию свыше 12 000 гармошек… В каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь… Против недооценки… песен, пляски и гармони вести решительную борьбу».
Также был сформирован специальный поезд - передвижная баянная мастерская, курсировавшая по фронтам. Там чинили инструменты: и наши, и трофейные немецкие. Ездили по стране и концертные бригады, в состав которых вошли многие академические музыканты: им пришлось освоить игру на баяне.
После войны народное искусство начали ставить на профессиональную основу.

Мария Федотова. Фото предоставлено пресс-службой Нижегородской консерватории.

На фото: Нижегородские «народники» молоды, активны и жадно стремятся к совершенству.

Следите за нашими новостями в удобном формате