Владимир Фуфачев, наверное, самый загадочный нижегородский живописец

Владимир Фуфачев, наверное, самый загадочный нижегородский живописец

«Искусство отличается от факта на величину души художника», - сказал композитор Эшпай. Владимир Фуфачев, наверное, самый загадочный нижегородский живописец, подтверждает это словом и делом. Его работы словно затянуты пеленой тумана, спрятаны под толстым слоем глины и камня. Но вдруг, если всмотреться, картина внезапно обретает объем, и из глубин, из-под напластований начинают проявляться образы: фантастические пейзажи, захватывающие воображение сцены. Сегодня он рассказывает о своем творческом опыте.
Очарованный мальчик
- Пожалуйста, расскажите, как все началось. Какими были ваши первые визуальные впечатления, первые художественные опыты?
- В детстве у меня произошла встреча с настоящим художником. Он стоял за мольбертом и писал с натуры пейзаж. Это было в моем родном городе Ужуре, в Сибири. Меня это потрясло! Я увидел на холсте речку Ужурку, окрестности, написанные настоящими красками, и на холсте все было другое - то же и одновременно не то же самое, что в жизни или на фотографии. Все было преображено, и все оживало.
Другое потрясение произошло, когда у нас в интернате появился необычный преподаватель. Он вел музыку и рисование, создал струнный оркестр, занимался с нами пением. Удивительный был человек, увлеченный, влюбленный в жизнь!
В детстве же впервые увидел работы, выполненные акварелью. Расплывающиеся цветовые пятна, воздух, предметы и деревья, цветы виделись прозрачными. Я мог глядеть на акварель часами.
Я стал пытаться рисовать с натуры. Правда, у меня не было таких чудесных красок: масла, акварели, - и я рисовал цветными карандашами. Детдом, интернат... нищета... Невозможно и помыслить было, что когда-нибудь передо мной на мольберте будет стоять натянутый холст, а я буду щедро выдавливать на палитру масляные краски.
Вскоре педагоги стали предлагать мне оформлять стенгазету. Они увидели мой «крен» в художество.
- Родители редко одобряют художественный выбор детей и нередко заставляют их освоить практическую, прозаическую специальность. Как было у вас?
- У меня рано умер отец: он прошел две войны, был весь изранен. Меня воспитывали мать и три сестры. Они были очень далеки от искусства, однако одна из сестер, поняв, что меня надо учить рисовать, отвезла сдавать экзамены в Красноярское художественное училище. Так она определила мою судьбу.
Когда земля ­дышит легендами
- Для художника родиться на Севере - благо?
- Ужур - не Север, а южная Сибирь. Там степь, горы, просторы, недалеко Хакасия, Тува, Монголия. А это - земля, где сокрыты замечательные сказания, легенды, предания. Там до сих пор сохранились первобытные писаницы и петроглифы - архаические символы-знаки, первая попытка человека запечатлеть и видимый, и внутренний свой мир. Я все это видел, запоминал. Это было пространство, которое я любил и люблю.
На Севере бывал много раз. Почти двадцать лет жил и работал в Лесосибирске, при впадении Ангары в Енисей. Прошел с художниками по Енисею до Игарки и Дудинки. Был на Подкаменной Тунгуске и на Нижней Тунгуске.
А у нас на юге - Кузнецкий Алатау, мощнейшие Саяны, да и сама Хакасия с ее древностями, загадками. Все это очень вдохновляло меня. Я радовался мощи этой земли, впитывал ее, это дало мне колоссальный опыт - не только впечатлений, но и осмысления всего сущего, жизни, смерти, мира, войны, созидания, неуклонного хода времени.
Полеты по расчету
- В моем понимании, ваше творчество интеллектуально и вместе с тем интуитивно. А вы как считаете, что важнее?
- В творчестве хороша интуиция, но хороши и знания. Для художника замечательно, если он обладает весомым культурным багажом. А интуиция, напротив, дает возможность выхода в те области духа, пространства и художественной пластики, которые не простроишь логически.
Если мало интеллекта, то художество теряет крупную культурную составляющую, исчезает чувство вкуса, эстетического отбора. Исчезает соотнесение твоей работы с целыми пластами мировой культуры. Если недостает интуиции, то есть риск создать «холодное» произведение, которое выстраивается только на логике.
Один коллекционер сказал мне: «Изображение - это не констатация факта. А многие пишут эту вот констатацию, визуальную информацию, добросовестно перенесенную на холст. Однако за фактом в искусстве стоит целая Вселенная. Вот ее-то и пишет настоящий художник...»
Изображение факта - это только первый шаг в искусстве.
- Я лично к пониманию ваших картин иду, наверное, третий десяток лет. И они открываются - некоторые постепенно и небыстро, некоторые - вдруг, как озарение. Считаете ли вы свои послания простыми и, в целом, общепонятными или же все-таки предлагаете «шифровки»?
- Для постижения, понимания искусства необходим труд. Подчас - большой труд. Для постижения, например, фортепианного искусства желательно иметь хотя бы начальное музыкальное образование. Взбираться на гору надо учиться: альпинистами не становятся мгновенно. Попробуй без тренировок поднимись на Джомолунгму! А настоящий художник - часто такая, духовная Джомолунгма.
Да, мои работы непростые, многослойные. Работая, я простраиваю лист, холст и как живой организм, и как определенную визуальную конструкцию; а за ней стоит еще и конструкция смысловая, философская. Вообще, каждый художник - философ.
Художнику могут сказать - и так часто бывает: «Что-то ты непонятно рисуешь!» Что ж, видеть тоже надо учиться.
Один мой учитель говорил: «Два сапога торчат на заборе - это два сапога! А один сапог - это уже искусство». Многие как раз и рисуют всю жизнь два сапога. Привычное. Узнаваемое.

Справка «НН»
Владимир Иосифович Фуфачев родился в Ужуре в 1954 году. Окончил Красноярское художественное училище им. В.И.Сурикова. С 1977 года - участник и куратор выставок в Красноярске, Лесосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах России, США, Франции, Германии.
Член-корреспондент Международной академии культуры и искусства (МАКИ). Награжден медалью Национального общества изящных искусств Франции, дипломом Российской академии художеств. Обладатель серебряной медали Творческого союза художников России.

Беседовала Мария Федотова.

Следите за нашими новостями в удобном формате