Черный Князь и Княгиня Елена

Черный Князь и Княгиня Елена

В начале 2008 года столицу Поволжья лихорадило от тревожных слухов: банда маньяков одну за другой зверски убивала женщин. В те времена, о которых сегодня вспоминает руководитель первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР подполковник юстиции Андрей Кириллов, он еще был капитаном, юристом второго класса, старшим следователем-«важняком» следственного управления при прокуратуре Нижегородской области.
Убийства по объявлению
- Даже на первый взгляд эти убийства носили ритуальный характер, - рассказывает Андрей Александрович. - Первыми жертвами стали нижегородские гадалки и экстрасенсы, работающие на дому. Потом уже они убивали всех подряд…
Сначала убили Маштакову, 65-летнюю гадалку, живущую на улице Дмитрия Павлова в Сормовском районе. Родственники, кроме того, подтвердили ограбление. Особых ценностей в ее квартире преступники не нашли - так, кое-что по мелочи и паспорт убиенной. Спустя две недели в своей квартире на бульваре Мира в Сормовском районе был обнаружен труп 60-летней Костиной. Женщину-мага, как она себя представляла при жизни, задушили ее же платком, в груди зияла рана, нанесенная, по всей видимости, ножом. Но этот список похищенного был побогаче: в списке пропавщих вещей значились мобильный и стационарный телефоны, дубленка стоимостью 8000 рублей, шапка норковая стоимостью 1000 рублей, ожерелье из жемчуга, золотые серьги с сапфиром и бриллиантом, золотое кольцо с бриллиантом и так далее вплоть до набора из половников, лопаток, вилок…
- Мы уже тогда предположили, что убийц было как минимум двое, - вспоминает Андрей Александрович. - К тому же обе эти гадалки искали клиентов, публикуя объявления в нижегородских газетах, становилось понятно, как преступники выходили на жертву…
Одной из следующих жертв стала жительница Сормовского района некая Данилова, продававшая по объявлению в газете породистых щенков.
Свидетели Иеговы
Нижегородские журналисты называли эту зловещую парочку Бонни и Клайд. Причем нижегородские подельники, похоже, не были сожителями в привычном понимании этого слова. По крайней мере, Князь называл Княгиню «матушкой», а когда насиловал женщин, она помогала ему связывать им руки и заклеивать рот. А потом снимала все это на видеокамеру.
В Нижнем Новгороде они появились незадолго до того, как начали убивать. До этого Владимир Гурьянов, ранее судимый за изнасилование и хранение оружия, проживал в Саранске. Откинувшись с зоны, он стал адептом секты «Свидетели Иеговы». Здесь же в 1999 году бывший зэк, возомнивший себя наместником бога, познакомился и с Эльвирой Егорычевой, уроженкой Чувашии, которая также посещала секту. Представившись Черным Князем, потомком русских царей, будущий убийца убеждал ее в том, что его миссией был отбор новых людей для реинкарнации, а также зачистка мира от сил зла. И убедил. Егорычева согласилась стать «помощницей» и вместе с ним переехать в Нижний Новгород. Она даже сменила фамилию в паспорте, став Рюриковой-Алексеевой, и теперь именовала себя Княгиней Еленой.
Гурьянов на допросах рассказывал, что мучить жертву ему приказывали голоса в голове. Оперативники поначалу были уверены, что он невменяемый, ведь эти речи - явный признак сумасшествия. Однако судебно-медицинская и психолого-психиатрическая экспертизы признали позже обоих подельников вменяемыми.
Приехав в Нижний и поселившись в автозаводской квартире гурьяновского родственника, парочка сразу же приступила к «очищению от зла». Было решено, что начнут с гадалок, так как гадание - один из самых больших грехов в свидетельствовании Иеговы. Они покупали газету, звонили первой попавшейся провидице и шли на прием. Иногда даже не дожидаясь предсказания, убивали гадалку прямо на пороге.
От имени бога
Когда гадалки «закончились», убийцы перешли на обычных женщин. Как они рассказывали на следственных экспериментах, Владимиру за несколько часов до убийства приходило знамение свыше. Тогда Черный Князь с подельницей выходили на улицу, они могли часами стоять, ожидая, когда голоса в голове Гурьянова не указывали на женщину, которую сегодня надо было убить.
Вот так они и решили напасть на Юлию Малову: девушка возвращалась вечером с работы через безлюдный подземный переход, неся в подарок своему ребенку небольшую плюшевую мышку. Убийцы догнали несчастную, а потом Гурьянов изнасиловал ее и убил.
Летом, поссорившись с родственником Гурьянова, «князья» переселились в ничейный гараж в гаражном кооперативе, установили там украденный у гадалки телевизор, нехитрую мебель, там же складывали награбленное. Они и выглядели как бомжи, седобородый мужчина и неухоженная женщина за 40, неряшливо одетые явно с чужого плеча, способные разве что на мелкую кражу из дачного домика. Вряд ли кто-нибудь заподозрил бы в них жестоких душегубов, на счету которых было 13 зверски убитых - 11 женщин и двое мужчин.
Убивали припозднившихся одиноких женщин-садоводов, спешащих на последний автобус. Однажды убили двух подруг: одну застрелили на глазах у другой, а вторую потом пытали в ее же дачном домике. Кстати, случайным свидетелем этого убийства стал маленький мальчик, который играл неподалеку от участка, но родители ему не поверили, списав все на богатое воображение. Мучители снимали со своих жертв все драгоценности и относили их в ломбарды. Были среди заложенных предметов и редкие вещи, поэтому оперативникам частенько везло. В одной из скупок обнаружилась иконка, которую опознали родственники убитой гадалки.
Суд присяжных
Взяли парочку тихим сентябрьским вечером в одном из автозаводских супермаркетов. Причем вычислил убийц милиционер-стажер. Парень запомнил фотороботы, которые были в ориентировке. Он проследил за «бомжами» и сообщил местным охранникам.
В сумке та самая мышка, которую они забрали у мертвой Маловой, нож, которым ее убили, и наган, переделанный из сигнального в боевой. При задержании «князья» не сопротивлялись и потом, на допросах, весьма охотно рассказывали о своих похождениях.
Они оба были уверены в своей правоте и невиновности, о чем и заявили в суде присяжных. У тех кровь холодела от того, что они видели и слышали в зале суда. А подсудимые рассказывали о своих зверствах с поразительным спокойствием.
Черному Князю и Княгине Елене безоговорочно вынесли обвинительный вердикт. Гурьянова приговорили к пожизненному заключению, а его «помощницу» - к 19 годам лишения свободы.
Татьяна Чинякова.

Следите за нашими новостями в удобном формате