В Нижнем Новгороде завершается фестиваль уличного искусства «Место». На этот раз в нем приняли участие около десятка нижегородцев и 17 художников из российских городов. С зарубежными участниками, к сожалению, не вышло по причине коронавирусных ограничений.
Результат – налицо. Три десятка городских стен превратились в монументальные полотна, которые, хочется верить, долго будут радовать глаз. Каждый эскиз предварительно проходил обсуждение и утверждался собственниками зданий, стены которых были выбраны для росписи.
Узнаваемые Фантазии
На днях организатор и куратор фестиваля художник Никита Nomerz провел для журналистов экскурсию по некоторым объектам.
Ул. Горького, дом №164. Рустам Qbic (Казань). «Выход из реальности».
Когда-то люди изучали природу и не мыслили себя без книг. Здесь мир компьютеров уверенно захватил человека в свои объятия. Мальчик вроде бы лежит на лугу, но вместо книги в его руках планшет, вместо деревьев – черно-белые полосы штрих-кодов, а роль рулонов сена выполняют значки «собака», использующиеся в написании адреса электронной почты.
Ул. Студенческая, дом №19. Алексей Kislow (Севастополь). Без названия.
Сугубо психоделическая композиция вобрала в себя нижегородские «изюминки», подмеченные Алексеем во время прогулок по городу. Это бурлаки на Волге, пароход, контейнер с арбузами, старинный деревянный дом, поющая на Покровке бабушка и – эх! – синий забор. Структурной основой всего этого великолепия стало Древо, срисованное с плакучей ивы. По словам организаторов, художник увидел на стадионе «Водник» «сказочное дерево, похожее на Гремучую Иву из «Гарри Поттера».
Портовый пер., дом №2. Кирилл Ведерников (Вязники). «Торговка».
Этому художнику важен исторический контекст места, и работа вписана в историю Нижегородской ярмарки. Восточная торговка продает традиционные товары из меди и глины: кумган, лампу, чайник, колоритом своим напоминающие о горных мечетях и заоблачных селениях. В работе Кирилл вдохновлялся архивными фотографиями ярмарки.
Ул. Мануфактурная, дом №18. Марина Ягода (Новосибирск). «Сон в летнюю ночь».
Это чувственная романтическая работа в волшебно-сумеречной цветовой гамме. Сама художница признается, что «рисует феечек».
Ул. Карла Маркса, дома № 30 и 32. Александр Dyoma 21 (Рязань), Василий Lst (Ангарск). «Прятки».
Лучший ракурс для обзора обоих фасадов одновременно – с противоположного конца мостика около спортивной школы. В этом районе очень много детей, и играющие дети, переглядывающиеся между собой, по мнению художников, идеально подходят для данной территории.
В творческом процессе принимал активное участие сотрудник домоуправляющей компании, предлагавший то сменить цвета, то представить детей в образе пионеров… Когда художники вышли на объекты, он ежедневно приходил на площадки и наблюдал за созданием фресок с нескрываемым интересом.
Ул. Карла Маркса, площадка у дома №22. Дамир Bozik (Казань). Без названия.
Бывает так, что основная программа фестиваля уже выполнена, но у художников еще остаются идеи и силы, а у организаторов – краски. Так рождаются бонусные объекты.
Вообще Дамир собирался отдохнуть с друзьями на природе, в палаточном лагере в Нижегородской области. Однако, узнав о фестивале, изъявил желание поучаствовать. На питание ему организаторы, по их собственному признанию, не тратились, «потому что он сыроед и питаетеся исключительно орешками». Выбранный объект был полузаброшенным, но едва началась работа, нашелся собственник. Художник успешно нашел с ним общий язык, согласовал свой проект и очень быстро воплотил его. Творил он в интересной, нетипичной для стрит-арта технике пуантилизма (рисование точками), причем кое-где рисовал прямо пальцами.
На той же площадке появилась новая работа молодого нижегородского арт-дуэта «Импульсы» (Tany.Yoga one on one и Глеб Ковалько). Тоже бонусом к «Месту». Очень типичная для «Импульса» работа: строгая оптическая иллюзия с автографом – белым отпечатком ладони по центру. Работы пишутся в мастерской с помощью специального маятникового приспособления, после чего монтируются на объекте.
Ул. Сергея Акимова, дом №61. Анатолий Akue (Москва).
Этот известный, титулованный художник начинал с граффити и увлекался леттерингом – рисованием причудливых шрифтовых композиций. В его композиции можно обнаружить некие буквы, и все же здесь правит бал абстракция. В ней угадываются растительные мотивы и образы огня.
Akue придерживается олдскульной традиции и работает исключительно аэрозолями, используя максимально широкую цветовую палитру. «Со стороны организатора могу сказать, что собирать краски для Akue – тот еще аттракцион. Несколько волонтеров работали над тем, чтобы найти для него все требующиеся оттенки. У Толи было самое большое количество баллонов», – вспоминает куратор фестиваля Лидия Кузнецова.
Что дальше?
Фестиваль продолжается. Художники, взвалившие на себя организаторское бремя и ввиду этого не имевшие возможности творить, также в ближайшем времени оставят свой след на городских стенах.
По состоянию на 11 сентября израсходовано: аэрозольной краски – 1543 баллона по 400 мл. фасадной краски – 936 литров.
Далее – фотофиксация, документальный фильм по итогам. И, конечно, подготовка к следующему, пятому, сезону. Знакомство нижегородцев с граффити через творчество лучших российских (и, наконец. зарубежных) авторов продолжится.
На электронную почту mesto.fest@mail.ru нижегородцы могут предлагать свои объекты для росписи на следующий год.
Посмотреть все работы фестиваля, сгруппированные по годам, можно на интерактивной карте, размещенной на сайте фестиваля «Место».
Мария Федотова.