В «Желтом облаке» Александра Кондратенко «пахнет» «Сталкером» и Тарковским

В «Желтом облаке» Александра Кондратенко «пахнет» «Сталкером» и Тарковским

Ровно десять лет и один месяц назад на большом экране состоялась премьера фильма «Желтое облако» (12+). Это полнометражная кинолента в жанре научно-фантастического экшена. Снял ее выпускник ГИТИСА, коренной нижегородец Александр Кондратенко.

Увидев в промо-ролике драмтеатр с зияющей дырой в фасаде и безлюдную Покровку, автор настоящей заметки поняла, что сейчас столкнется с чем-то из ряда вон. Так и вышло. Фильм задуман масштабно и оставляет необычное послевкусие. Крутая завязка в духе Стругацких и в их же стилистике глобальная гуманистическая идея, интригующий сюжет, захватывающее действие и много виртуозных сцен кинобоя – вот лишь некоторые компоненты этого релиза, безусловно, достойного внимания. Тем более что фильм находится в Сети в свободном доступе.

Кстати, «Желтое облако» – первый художественный полнометражный фильм, вошедший в Госфильмофонд РФ от Нижегородской области.

Автор идеи – режиссер, актер, постановщик боев –  Александр Кондратенко вспоминает о том, как всё было.

В свободное от работы время

– Александр, чем было навеяно «Желтое облако»?

– В 2009 году в моем активе уже имелось несколько любительских фильмов. Пора было переходить на новый качественный уровень. И я решил снять профессиональный блокбастер. В то время была безумно популярна серия компьютерных игр S.T.A.L.K.E.R. Поэтому в «Желтом облаке» очень сильно «пахнет» «Сталкером» и Тарковским.

– И, конечно, Стругацкими!

– Да, ими тоже. Причем на тот момент я еще не был увлечен Стругацкими. Просто попал в резонанс. Я решил, что сделаю зоной отчуждения Нижний Новгород. Это дешевле, чем в Чернобыль ехать. Тем более что неподалеку имеется потрясающий объект, «замороженная» АЭС в районе Зеленого Города.

Был написан профессиональный сценарий. Получилось очень круто наворочено. Все крутили пальцем у виска и говорили: придумать-то что угодно можно, а ты попробуй, сними. Я отвечал, что обычно снимаю все, что написано и запланировано. Собрал команду. Многие отказывались сотрудничать со мной по причине того, как им казалось, нереальности планов, о чем впоследствии пожалели. В итоге в кадре нет ни одного актера с профильным образованием, у всех разные профессии: танцовщица, менеджер, сантехник, фитнес-тренер… Так как практически все мы тогда трудились в разных организациях, то снимали утром как рассветет, часов с четырех, и вечером после работы. Спецэффектами в кино тогда мало кто владел, но я примерно, интуитивно представлял технологию комбинированных съемок, которые можно осуществить без компьютера.

Фильм насыщен боевыми сценами, элементами паркура. Кое-что делали с помощью дублеров, но в основном – сами. Где-то, может, переборщили с перестрелками, но я специально оставил их на монтаже по максимуму. Как говорится, кашу маслом не испортишь!

Снимали мы в течение сезона, с июня по сентябрь. Затем – монтаж, получение лицензии и включение в реестр полнометражных фильмов. При поддержке областного минкульта 31 октября прошла премьера в киноцентре «Рекорд». Я сам готовил зал. Вышел – вижу, собралась толпа народу! Признаюсь, в первый момент охватило желание убежать… Сама премьера прошла на невероятном эмоциональном состоянии, до мурашек: после каждой сцены, после каждого удачного диалога зал аплодировал.

Меня стали узнавать на улицах и в транспорте. Однажды вечером догоняют трое, кричат: «Эй, ты, стой, стой!». Оцениваю ситуацию: должен справиться. Разворачиваюсь... «А это не вы снимались в «Желтом облаке»? – спрашивают. Оказывается, хотели взять автограф!

Потом я предлагал фильм к показу на разных телеканалах, у нас сложились отношения с «Волгой». Показ нашего фильма сопровождался резким взлетом рейтинга. После этого телеканал стал периодически «Облако» показывать, а мне сказали, что будут брать все мои фильмы.

С успехом прошел прокат по области, в Москве на Арбате в «Художественном». Фильмом заинтересовались региональные каналы, Белоруссия, Северная Америка. «Желтое облако» попало в виртуальные кинотеатры и по рейтингу обходит иные голливудские фильмы.

– Правда ли, что бюджет фильма составил десять тысяч рублей?

– Правда. А заработали мы на нем около миллиона.

– На что же были потрачены исходные тысячи?

– На бензин. На реквизит. Кровь покупали – в смысле, специальную театральную. Тогда она продавалась в «Художественном салоне», причем сразу два вида: и венозная, и артериальная.

На зависть Петросяну

– Наш разговор проходит во время съемок вашего очередного фильма с рабочим названием «Тихое место». Расскажите о нем что-нибудь!

– Несмотря на временами вводимый режим самоизоляции, мы снова снимаем кино, потому что сидя без творчества недолго и заржаветь. Я решил сделать мелодраму, в которой не будет ни убийств, ни перестрелок, хотя экшен, трюки и драки обещаю. Что-то такое, про любовь и с юмором: а- ля «старое советское душевное».

В основе сюжета – жизнь городской гламурной девушки, которой пришлось приехать в глухую деревню с ее самобытностью и спецификой. Где не ловит сотовая связь и туалет похож на собачью будку. Девушкино нутро и весь жизненный опыт вступают с обстоятельствами в жесткий диссонанс. Плюс ко всему она встречает там Добрыню – местного парня: брутального, слегка хамоватого персонажа, совершенно несравнимого с ее идеалом. Но через некоторое время героиня меняется и начинает смотреть на деревню другими глазами.

– И как идут съемки?

– На исключительном позитиве. В частности, в фильме будет много цыган. Мы уже отснялись в трех общинах, и каждый раз съемка превращалась в какой-то праздник, когда прямо под камеру приходили люди и говорили: хватит уже снимать, идемте за стол. Но это было только кстати: для лучшего моего вхождения в цыганский менталитет пришлось много общаться дополнительно.

А еще я решил выучить цыганский язык, чтобы вести на нем съемки. Это дало неожиданный эффект. Во время съемок весь табор удобно размещался за кадром и смотрел происходящее, как спектакль или шоу, а после каждой моей фразы раздавался дружный закадровый смех – Петросян обзавидовался бы! Оказывается, если в цыганских словах перепутать хотя бы одну букву, получается неприличное выражение. А я буквы путал довольно часто. Организатор съемок, Лена Лазаренко, то и дело мне предлагала перейти на русский. Но я упорно держался своего метода и отвечал, что не обижаюсь, пусть смеются сколько влезет. Прошло какое-то время, я подучил язык. Начали снимать – снова смех. Я говорю: «Слушайте, чего вы смеетесь, вроде теперь правильно говорю?». И мне отвечают: «Когда ты без акцента говоришь – это еще смешнее!».

– Прошедшей весной должна была состояться презентация вашего долгожданного релиза – второго сезона популярного сериала «Имя ему Легион», но коронавирус эти планы сильно скорректировал. Отчего бы вам не презентовать фильм сейчас, ведь кинотеатры работают?

– Нет. Мы ведь не просто показ планировали, а большое массовое мероприятие. Традиционно намечался аншлаг. И, хотя кинотеатры, действительно, работают, лучше подождем немного. Не хочу, чтобы в зале сидели пятьдесят человек, а еще тысяча страдала бы за закрытой дверью.

Мария Федотова. 



Следите за нашими новостями в удобном формате