Социальная акция «Бюст-мост» в этом году проводилась в восьмой раз. Она уже стала традиционной в регионе. Акция стимулирует женщин во время месяца борьбы с раком груди проверить свое здоровье. Это очень важно, так как на ранних стадиях этот вид онкозаболевания хорошо поддается лечению. Об этом говорили ведущие онкологи на пресс-конференции «Рак молочной железы: как ранняя диагностика спасает жизнь» в Нижегородском областном информационном центре.
Злосчастные миллиметры.
– Во время первой акции «Бюст-мост» обследование прошли три тысячи женщин, – вспоминает идейный вдохновитель акции Екатерина Чудакова – среди них было около десяти нижегородок, у которых выявили злокачественные опухоли на ранней стадии. Женщины были незамедлительно прооперированы и пролечены. Сегодня они живы и счастливы, качество жизни у них практически такое же, как и до болезни. Я очень рада, что наша акция спасает жизни. Главная идея и миссия «Бюст-моста» в том, чтобы каждая женщина осознала необходимость таких регулярных обследований, отбросила страхи и пришла на обследование.
– Почему важно выявлять злокачественные опухоли на ранней стадии? – начал с главного вопроса руководитель центра маммологии, врач онколог-маммолог Сергей Пегов. – Пациентки с таким диагнозом погибают не от самой опухоли, а от метастазов, которые это злокачественное образование «раскидывает» по всему организму. Пока размеры опухоли в районе десяти миллиметров, опухоль еще не является системным заболеванием, то есть метастазов еще нет. Этот момент наилучший для того, чтобы избавить пациентку от злокачественного образования, так как, скорее всего, не потребуется системного лечения – химии, гормональной, лучевой терапии.
По какой причине нормальная клетка молочной железы становится злокачественной, что запускает этот патологический процесс? Ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Современная медицина не может распознавать рак на уровне одной-двух и даже сотни клеток, но когда их порядка двух тысяч, это уже опухоль размером в два-три миллиметра. Такое образование может быть обнаружено. Выявлять такие маленькие опухоли безумно трудно, потому что методом пальпации их выявить практически невозможно.
– За мою 20-летнюю практику была только одна пациентка, которая нашла у себя опухоль размером шесть миллиметров. Этой женщине повезло, образование было поверхностным, располагалось прямо под кожей и это позволило его обнаружить, – вспоминает Сергей Пегов.
Новый золотой стандарт.
– Раньше врачи призывали женщин к самодиагностике, проводить, которую надо в первую фазу менструального цикла ежемесячно. Сегодня этот подход уже устарел, так же как и представления о том, что ранняя диагностика – это обнаружение опухоли на первой-второй стадиях рака. Дело в том, что при второй стадии размер злокачественного образования составляет от двух до пяти сантиметров. Большинство женщин самостоятельно обнаруживают у себя подозрительное уплотнение, как правило, именно таких размеров. Сегодня стоит задача выявить опухоль, пока она еще не прощупывается. Обнаружить образование малых размеров под силу только диагностам. Основных методов диагностики три: маммография, УЗИ и МРТ молочных желез.
Когда-то считалось, что маммография является золотым стандартом обследования женщин. Но за тридцать лет истории маммографического скрининга во всем мире медики поняли, что данный вид диагностики имеет свои минусы. Сегодня ведущим методом становится МРТ. Он пока дорогой и потому малораспространенный, но, по мнению онкологов, за ним будущее.
Также важно отметить, что не один из существующих методов диагностики не дает стопроцентный результат.
– Некоторые процессы, такие как микрокальцинаты, участки асимметрии видны при маммографии, УЗИ же позволяет обнаружить внутрипротоковые мелкие папилломы. Но некоторые процессы на ранней стадии можно увидеть, только применив МРТ, – объясняет врач онколог-маммолог, врач УЗ-диагностики Михаил Горбунов.
Сегодня медики настаивают на мультимодальном подходе – на сочетании нескольких исследований. Например, маммографическое обследование в сочетании с УЗИ многократно повышает возможности диагностики и приближает их к стопроцентному результату.
Врач-рентгенолог высшей категории Татьяна Дьячкова занимается цифровой маммографической диагностикой.
– Этот метод показан всем женщинам старше 40 лет. Кратность прохождения определяется индивидуально. Это зависит от строения молочной железы, имеющихся заболеваний. Большинству пациенток показана маммография раз в два года. Рак, так же как и его речной тезка, прячется. На первых стадиях он никак не дает о себе знать, ничего не болит и только инструментальный метод позволяет заподозрить наличие образования. Очень часто женщины с жалобами на боль в молочной железе обращаются напрямую к врачу маммологу-онкологу. Я рекомендую начинать с диагностики. Причина болезненных ощущений в груди может быть связана с межреберной невралгией, а при дискомфорте слева таким образом может проявляться ишемическая болезнь сердца. Первый шаг – это всегда инструментальное исследование: УЗИ для женщин молодого возраста, либо маммография. Современные цифровые маммографы позволяют делать снимки груди даже с имплантами, – рассказывает Татьяна Дьячкова.
Семимильными шагами.
Еще 20 лет назад диагноз рак груди – звучал почти как приговор и означал обязательное удаление молочной железы и предполагал последующее тяжелое лечение.
– Сегодня медицина в направлении лечения рака молочной железы идет вперед семимильными шагами. Все более тонкой становится хирургия – выполняются органосохранные операции. Деликатнее применяется лучевая терапия. Появилось протонное облучение. Современные лучевые аппараты напоминают космические корабли, настолько они сложные и точные. Стала доступна таргетная терапия, которая воздействует прицельно на опухоль. Эти достижения перевернули ситуацию в лечении этого серьезного и грозного заболевания. Например, некоторые виды опухолей можно убрать без
хирургического вмешательства, – говорит онколог-маммолог, пластический и реконструктивный хирург Алексей Воронцов.
Несомненный шаг вперед – это выполнение БСЛУ (биопсия сигнального лимфатического узла). На данный момент это одна из самых современных методик в оценке распространения рака молочной железы. Биопсия применяется в случаях уже существующей болезни. Если по результатам дообследований не обнаруживаются метастазы в лимфатических узлах, то это позволяет их сохранить (удаляют только узлы, ближайшие к опухоли). Еще лет пять-шесть назад все узлы удаляли в обязательном порядке, а это было чревато осложнениями в виде лимфостаза (сильных отеков рук), нарушением чувствительности или подвижности. Передовую процедура теперь используют нижегородские онкологи, что, безусловно, является большим шагом вперед в развитии лечения онкозаболевания.
Если же показано удаление груди, то есть методы реконструкции, доступные бесплатно по ОМС или по квотам высокотехнологичной помощи. В Нижегородской области врачи, владеющие такими методами реконструкции, проводят такие операции.
Несмотря на более высокую заболеваемость раком молочной железы в нашей области смертность ниже, чем в среднем по России. Более низкие показатели запущенных стадий, а количество женщин, выявленных на ранней стадии выше. Вклад в эту позитивную статистику вносит и просветительская акция «Бюст-мост», отметили врачи-онкологи.
Вопрос доктору.
Во Всемирный день борьбы с раком груди онколог Алексей Воронцов ответил на вопросы нижегородок.
– Могут ли переродиться в злокачественное образование киста и фиброаденома?
– Классические простая киста и фиброаденома не перерождаются в рак. Но есть исключения, это кисты, с так называемым, пристеночным компонентом. Определенные виды фиброаденом могут переходить в саркому молочных желез – это тоже злокачественная опухоль, которая лечится принципиально по-другому. Но в большинстве своем кисты и фиброаденомы не являются предопухолевыми заболеваниями.
– Если обнаружена злокачественная опухоль в одной из молочных желез, значит ли, что рак разовьется и с другой стороны?
– Рак груди – односторонняя болезнь. Левая и правая молочные железы – это два разных органа, которые ничем между собой не связаны, точно так же как зубы.
– Есть методы профилактики рака груди?
– К сожалению, нет лекарства и методов непосредственной профилактики, но существует огромное количество социальных факторов, которые повышают риск развития рака молочной железы. Доказано огромным количеством научных исследований, что если их убрать, можно снизить вероятность развития болезни. Скажем, бросили курить – вероятность заболеть снизилась на семь процентов, избавились от лишнего веса – еще минус семь процентов. Выкормили ребенка грудью – минус 15 процентов.
Александра Махлина. Фото Киры Мишиной.