Карась в солярке

Карась в солярке

Непременной каймой серебряных зеркал двенадцати прудов рыбохозяйства "Борок" стала сегодня черная раскраска воронья. Они теперь хозяйничают над округой. Обыкновенного лягушачьего звона этой весной не раздастся над Шавским болотом - памятником природы местного значения.
А вместо знакомой цистерны, вывозящей живую рыбу в магазины Кстова, Нижнего Новгорода, Выксы или Дзержинска, поворот под указателем "Рыбхоз "Борок" стал привычным для бензовозов и спецмашин МЧС.
Прорыв трубы, по которой солярка перекачивалась из Альметьевска в Нижний Новгород, перечеркнула жизнь успешного рыбохозяйства и памятника природы.
Сколько дизельного топлива разлилось из трубы, еще предстоит выяснить. Хозяевам трубопровода, понятно, хотелось бы, чтобы эта цифра была как можно меньше.
- А нам уже считать нечего, - со слезами на глазах откровенничает главный бухгалтер Фаина Крупина, - предельно допустимая концентрация солярки в наших прудах превышена в многие разы. Рыба погибает при четверти ПДК. Это только воронам все равно да, может быть, еще хозяевам трубы. "Борок" был крупнейшим производителем живой рыбы. С наступившей весной рыбхоз связывал особые надежды.
Готовилось новое строительство, закупалось оборудование для коптильного и холодильного производства.
Рыбоводы планировали выйти в этом году за рубеж 300 тонн выращенной рыбы. Теперь карпов, карасей, щук, белого амура, осетровых из "Борка" не ждите в магазинах. Двенадцать рыборазводных и зимовальных прудов общей площадью 240 гектаров отравлены.
- Чтобы восстановить все это заново, понадобится, при самом лучшем раскладе, не менее трех лет, - считает директор Александр Крупин.
- Я не согласен ни с одной из озвученных цифр разлива нефтепродуктов. Это, конечно же, не 280 кубометров, как считают специалисты "Средневолжского транснефтепродукта", и даже не 900, по версии природоохранной прокуратуры и Ростехнадзора.
Посчитайте сами: топливо разлилось на территории размером два с половиной километра на восемьдесят метров. Мы брали пробы грунта - солярка проникла на глубину до семидесяти сантиметров. Она впиталась в снег и лед. Учтите, что она легче воды. И самое плохое нам еще предстоит узнать, когда растает снег и пройдет паводок. Если раньше на устранении последствий аварии работало до десяти шестнадцатикубовых автоцистерн, которые делали по нескольку рейсов в день каждая, какие же объемы они вывезли.
Местные жители свидетельствуют, что сразу же после прорыва трубы некоторые из частных автозаправщиков снизили цены на солярку аж на целых пять рублей.
И не побоялись неприятностей из-за качества топлива. Оно было на уровне.
Поэтому и постарались люди подзаработать. Получилось.
Рыбхозу подзаработать не получится. По предварительным оценкам, погибло от 40 до 60 тонн товарной рыбы, весь "малек" и тонны так называемого посадочного материала. Рыбу здесь выращивали, что называется, "из икринки". Цикл - три года. Но даже еще не факт, что, если до осени успеть спустить воду и вычистить ложе прудов, рыба выживет.
Воронье выживет в любом случае. Птицы даже не стесняются, не боятся людей, разделывая воняющие нефтью рыбьи тушки. Есть ли опасность того, что солярка может попасть в Кудьму и Волгу?
- Не исключено, - у эколога Елены Колпаковой оптимизма в голосе нет. - Построенную ниже по течению Шавы дамбу размыло. Сорбент не использовался. Так что худших последствий исключать никак нельзя. Следствие продолжается.
Николай КОЖИН.

К С Т А Т И

В рыбсовхозе "Борок" уже успели подсчитать убыток, который хозяйству причинила авария на трубопроводе: он составил около 300 миллионов рублей. Погибло и продуктивное стадо карпов в возрасте от шести до десяти лет. В результате загрязнения прудов погибает иловый слой. Об этом на пресс-конференции 26 марта сообщил адвокат руководства совхоза Марк Барах- Чайка. Нефтепродукты, попав в пруды, по его словам, погубили будущую и настоящую продукцию - всего около 300 тонн рыбы. Владельцы трубопровода, по словам адвоката, "скрывают название страховой компании", которая по решению суда должна будет выплатить компенсацию ущерба совхозу.
На восстановление рыбного хозяйства, по словам адвоката, уйдет от трех до пяти лет. Остановка деятельности совхоза может привести к повышению цен на рыбу в Нижегородской области, считает он.

Следите за нашими новостями в удобном формате