Нашему земляку довелось присутствовать при перезахоронении Сталина

Нашему земляку довелось присутствовать при перезахоронении Сталина

(Окончание. Начало в № 73.)

  • У Брежнева сидел на коленях

После ареста мужа Маргарита Гурковская вместе с сыном была выселена из квартиры, уволена с работы и исключена из комсомола "за близорукость и неспособность разоблачить своего мужа - врага народа".
- Моей матери как жене "врага народа" жить в Горьком не разрешили. Пришлось искать жилье и работу в Дзержинске. Ее долго никто не брал. Отвернулись от нее и многочисленные родственники. Она оставила меня в Горьком на попечение бабушки. А сама тайком иногда приезжала меня проведать. Работу в Дзержинске она нашла, однако пришлось сменить фамилию на девичью: Усова, - вспоминает сын "врага народа".
В феврале 1940 года Анатолия Гурковского реабилитировали. Он был направлен в Орджоникидзе (нынешний Владикавказ) на должность заместителя начальника пехотного училища по материально-техническому обеспечению. Здесь семью и застала война.
- Отец как комиссар организовывал госпитали, которые направлялись в Минеральные Воды, Ессентуки, Кисловодск, - вспоминает Владлен Гурковский. - В Тбилиси отец руководил крупнейшим на Закавказском фронте военным госпиталем. Кстати, в конце 1942 - начале 1943 года здесь перед отправкой на Малую Землю лечился от варикозного расширения вен полковник Леонид Ильич Брежнев. Это, кстати, малоизвестный факт его биографии. С ним в то время был очень дружен мой отец, - продолжает Владлен Анатольевич. - А я якобы даже сидел на коленях у Брежнева, когда он бывал в нашей семье. Я видел, как бомбили Тбилиси. И даже собирал осколки прямо во время налетов, за что мне то и дело попадало от мамы.
Именно в Тбилиси и родилась страстная мечта Владлена - стать суворовцем. Часами он простаивал у ограды Тбилисского Нахимовского училища. А потом от родителей услышал, что открывается Суворовское училище в Горьком. 28 ноября 1944 года, на два месяца позже своих будущих товарищей, он переступил порог Горьковского СВУ, приступив к учебе во втором классе (первый класс он окончил в Тбилиси.) Запомнились организованные командиром роты выходы на Печерские пески, на Мызу, на Волжский откос, коллективные чтения русских классиков, первые занятия по стрельбе и военному делу.
Весной 1953 года в Горьковском Суворовском военном училище выпускники активно обсуждали присланную из Министерства обороны разнарядку, определявшую их дальнейшую судьбу. Были места в пехотных училищах Москвы, Ленинграда, Одессы, Киева, Владимира, Ярославля… Выбор предоставлялся по результатам выпускных экзаменов.
- Для себя я уже твердо определил место дальнейшей учебы - Московское Краснознаменное пехотное училище (МКПУ) имени Верховного Совета РСФСР, называвшееся среди нас "кремлевским". Привлекала славная история училища, негласное звание "курсанта-кремлевца", возможность участвовать в парадах на Красной площади, посещать московские театры… Оставалось только сдать выпускные экзамены и попасть в число лучших выпускников, которые получали право продолжить учебу в Москве, - говорит о своем выборе Владлен Анатольевич.

  • Участник семи парадов

В училище Владлен Гурковский попал в 3-ю роту, которой командовал участник Великой Отечественной войны, капитан Александр Данилович Полыгин, участвующий в битве под Москвой.
Примечательным событием для всех пехотных училищ в 1953 году стал перевод их на трехгодичный цикл обучения.
- Министерство обороны не было готово к этому знаковому решению. Трехгодичной программы как таковой не существовало, - отмечает Владлен Анатольевич. - Занятия по инженерной подготовке были заполнены рытьем окопов, а строевая подготовка стала одной из важнейших дисциплин, хотя в расписании занятий она никогда не значилась. Она занимала около полутора месяцев - а это 2 - 2,5 часа строевых занятий ежедневно, включая зачастую и выходные.
Неслучайно старшие ребята в шутку называли училище "Пехотным балетным парадно-похоронным". Дважды в год - на 1 мая и 7 ноября - его курсанты участвовали в военных парадах на Красной площади. А еще они стояли в траурных почетных караулах у гробов вождей партии, в праздничных караулах на сцене Большого театра.
Запоминающимися были ночные тренировки на Красной площади... Одно дело маршировать на асфальте, другое - ходить по гранитной брусчатке. Поскользнись на брусчатке кто-нибудь из курсантов (а они все - с оружием) и упади - будет настоящая катастрофа! А на трибунах - высшее руководство, почетные гости, иностранные дипломаты… Говорят, кстати, стук подков, которыми подбивались сапоги курсантов МВКУ, был слышен даже сквозь музыку тысячетрубного оркестра!
Особенно нелегко дался курсантам парад в июне 1954 года в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией. Жара даже в тени была тогда более 30 градусов. А тут - закрытые мундиры из плотного добротного сукна, подкладки из ваты (чтобы грудь и плечи казались богатырскими)… Немудрено, что от перегрева и жары некоторые ребята падали в обморок. Курсанты тогда вооружились флаконами нашатырного спирта.
В общей сложности Владлен Гурковский стал участником семи парадов на Красной площади. А в марте 1955 года Гурковский участвовал в похоронах маршала Советского Союза Говорова в Колонном зале Дома союзов.
- Мне довелось стоять в почетном карауле рядом с членами правительства: Молотовым, Маленковым, Кагановичем. Напротив замерли в скорбном молчании Хрущев, Ворошилов. Фотографию тогда напечатали все газеты, - рассказывает Владлен Гурковский. - Я был одним из четырех офицеров, стоящих в Кремле на площади у постамента напротив Мавзолея Ленина, куда доставлялась урна с прахом маршала. Мы вчетвером брали эту урну и передавали членам правительства, которые спускались нам навстречу с Мавзолея.
Друзей у Владлена Анатольевича было много. И в Горьковском училище, и в столичном, и в Кремлевском полку.
- Я был очень дружен с Юрой Хрущевым, внуком Никиты Сергеевича: мы вместе учились в военном училище в Москве. Его отец - летчик-истребитель Леонид Никитич был сбит в боях на Курской дуге и пропал без вести. Потом его оклеветали. А Юрий - заслуженный летчик-испытатель СССР - пытался восстановить его доброе имя. В одной роте с нами учился и Виктор Стаханов - сын знаменитого шахтера Алексея Стаханова. Моим другом был Лев Толстой, внучатый племянник великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Отец нашего Левы был младшим братом писателя, тем самым "Николенькой". А с внуком героя Гражданской Климента Ворошилова Евгением Левковичем я еще и служил в Кремлевском полку в одной роте.
Выпускники училища были готовы оказаться в любой точке Советского Союза - в соответствии с бытовавшей среди курсантов поговоркой: "Меньше взвода не дадут, дальше Кушки не пошлют". Гурковского долго держали в неведении. А потом, наконец, сообщили: он направляется служить в комендатуру Московского Кремля КГБ СССР.

  • Московская прописка

Утром 29 октября 1956 года Владлен Гурковский с большим волнением входил в Московский Кремль. Вновь прибывших тут же отправляли на склад и в пошивочную мастерскую. Новобранцев руководство Особого полка спецназначения распределяло на должности командиров взводов.
- Так как у большинства молодых офицеров в Москве не было постоянного места жительства, нам предложили временно жить на территории части, в расположении своих рот, - отмечает Владлен Гурковский. - Некоторые из молодых офицеров по рекомендации старших товарищей получили паспорта. Там, где в паспорте была положена отметка о прописке, на всю страницу стоял штамп "Москва, Кремль".
За три недели новобранцам предстояло изучить всю необходимую документацию и заступить на службу в качестве помощников начальника караула. Каждое утро начиналось с того, что они шли в секретную часть, где получали толстенные папки с документацией.
Гурковский прослужил взводным девять с половиной лет. За время службы в Кремлевском полку он побывал на стенах и всех башнях Кремля, поднимался к колоколам Спасской башни, к Государственному флагу над зданием правительства, спускался в коллекторы и тоннели, готовил солдат к несению службы на посту № 1 у входа в Мавзолей Ленина.
- На участке одного из караулов, где проходила моя служба, находились квартиры Ленина и Сталина. Я был свидетелем того, как квартиру Сталина освобождали для сотрудников общего отдела ЦК КПСС под руководством Черненко, - говорит Гурковский. - Кремлевский полк постоянно привлекался на военные парады и демонстрации, встречи космонавтов, похороны государственных деятелей у Кремлевской стены. Я принимал участие во всех возможных почетных караулах, видел близко всех вождей СССР в период с 1956 по 1968 годы. С ними нам категорически было запрещено общаться, что-то без необходимости спрашивать...
В 1967 году Владлен Анатольевич заочно окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза. С 1968 по 1991 годы работал в Комитете государственной безопасности СССР, во внешней разведке. Более четырех лет был в командировке в США, работал переводчиком в русской секции переводов ООН. Занимался научной работой, а все труды - секретные, совершенно секретные.
Сейчас Владлен Гурковский - кандидат исторических наук, автор множества книг и статей по истории кадетских корпусов. В прошедший День Победы Владлен Анатольевич отметил свое 80-летие. Он живет в Москве. Однако в Нижнем Новгороде бывает регулярно.
- Это мой родной город, и без него я жить не могу, - говорит Владлен Анатольевич.
Ольга АБРАМОВА. Фото из личного архива Владлена ГУРКОВСКОГО.

Следите за нашими новостями в удобном формате