Игорь ФРОЛОВ:«Что ни фигура, то легенда»

Игорь ФРОЛОВ:«Что ни фигура, то легенда»

Вот он во всей красе - мастер-резчик, изобретатель универсальной техники одного резца и оригинальных этнических сувениров Игорь Николаевич Фролов. Постоянный, желанный гость фестивалей древоделия и народного творчества, чуткий педагог. А еще не так давно историк Федор Селезнев написал о нем книгу. В интервью «НН» мастер Фролов рассказал о себе, своем творчестве и непростом пути народного мастера.

Дело жизни

Первым инструментом будущего мастера был обычный складной нож, пока юноша он не увидел в магазине дорогостоящий профессиональный набор инструментов. Семья пошла навстречу творчеству, набор был куплен… И Игорь окончательно понял, что резьба – это дело всей жизни.

В 1980-е устроился работать на «Красное Сормово» в цех сборки стиральных машин. Но не смог тянуть лямку, уволился.

И стал работать хоть где-нибудь - сторожем в ЖЭКе: тогда за тунеядство строго наказывали. Зато появилась возможность совмещать творчество с трудоустройством.

- По ночам ко мне в сторожку приходили ученики. К счастью, начальник позволял, - вспоминает Игорь Фролов. – А в 90-м устроился руководителем кружка в детский клуб, чтобы быть как можно ближе к творчеству. Там-то и родилась моя авторская техника одного резца. В ней все учтено – и физические данные, и уровень подготовки. Так что работать в ней может практически любой желающий. Среди моих учеников много состоявшихся мастеров: Валерий Суровиков, Александр Тольяттин, Игорь Логинов. Сейчас они отошли от моей техники, но она дала им понимание материала.

Кстати, по поводу физических данных, возможности мастера-резчика зависят от размеров ладоней, веса, роста, общей силы. Например, в плоскорельефной резьбе должен быть неслабый плечевой пояс, чтобы «прожать» материал. Но ко мне приходили заниматься и хрупкие дамы. Как оказалось, техника одного резца им вполне по силам.

Сберегая прстранство

В течение последних пятнадцати лет Игорь Николаевич изготавливает «русские нэцке» - сказочные скульптурки со смыслом. Путник желает упорства в пути, Банник символизирует здоровье и долголетие…

«Суть каждой фигурки сводится к тому, что она позволяет какую-то хорошую привычку завести или поддерживать, или, напротив, от дурной привычки избавиться. То есть каждый персонаж символизирует хорошее начало или пожелание», - поясняет мастер Фролов. - Вот Карпыч – водяной дед. Существует легенда, что водяные не любили, когда в реках портилась вода, уходили из них, и тогда на их место приходили болотники. А всем известно, что вода – символ жизни. Скульптурка напоминает, что нужно оберегать пространство вокруг себя, поддерживать экологию своей жизни».

Сказочный дед-домовой Тихон символизирует мир и спокойствие: эдакий «малый миротворческий контингент» в домашних условиях. Домовые, говорят, не любят, если в семье ругаются и шумят. Так что если этот дедулька перед глазами стоит, то, может быть, мы не забудем подумать, прежде чем говорить.

Какая там торговля?

Чудесные скульптурки, равно как и многие прочие работы мастера, разошлись по самым разным городам и странам мира. Вот только, как показывает практика, ремесло резчика в России прибыток приносит не очень большой и не слишком стабильный. Есть вопрос и по поводу уже не столь отдаленного будущего: официальный трудовой стаж Игоря Николаевича составляет всего-то несколько лет, то есть на достойную пенсию он может не рассчитывать. Это слабое место многих «вольных» художников, которые могут быть известны на всю страну как прекрасные творцы - и де-юре считаться тунеядцами.

Есть свои сложности и с заработком путем продажи авторских вещиц. Магазины берут их на реализацию – но с высокой наценкой. Не по карману мастерам становится и участие во многих выставках-ярмарках художественных промыслов, где с них спрашивают за аренду места наравне с предпринимателями. Все менее приветливым для мастеров становится и Нижний Новгород: раньше можно было выставлять и продавать свои работы на «вернисаже» близ того же кинотеатра «Орленок». А теперь мастера могут оштрафовать за незаконную торговлю. Хотя, по существу, это не «торговля», а продажа авторских произведений.

Тем не менее мастер Фролов продолжает заниматься любимым делом. К нему по-прежнему тянутся ученики, да и сын успешно осваивает ремесло резчика по дереву.

Мария ФЕДОТОВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате