Работы Юрия Сокиркина прекрасно известны многим, хотя сам он и невидим

Работы Юрия Сокиркина прекрасно известны многим, хотя сам он и невидим

Его имя, хорошо знакомое нижегородской театральной общественности, может ничего не сказать тому, кто находится по другую сторону сцены, а то и вовсе является рядовым телезрителем. Дело в том, что наш герой - артист-кукловод и его не видно. Зато его работы прекрасно известны многим!
В дружеской беседе Юрий Сокиркин, выпускник Нижегородского театрального училища, приоткрыл тайны закулисной работы в самых рейтинговых «кукольных» проектах России.

Профессия, о которой и не мечталось
- Юрий, наверное, с детства хотели стать актером театра кукол?
- «Попасть в телевизор» я желал класса с четвертого, но исключительно в качестве драматического актера. И в театральное училище поступал на драму, но нас, поступавших вместе - меня, Пашу Плохова, Олега Шапкова, - почему-то отправили на куклы, так что мы уже было решили обидеться и уйти. К счастью, вовремя выяснилось, что курсе на третьем можно будет перевестись на драматическое отделение, и мы решили остаться. А потом началось живое актерское мастерство, и в итоге оказалось, что мы получили две профессии - драматического актера и кукольного. Кстати, на драму действительно перевестись можно было, и нас звал к себе лично Богомазов. Шапков перешел. А я остался при куклах - и не жалею.
- И сразу по окончании училища состоялось покорение Москвы?
- Даже чуть раньше. Тогда на выпускные спектакли к нам приезжали режиссеры из разных театров и присматривали талантливую молодежь. А мы с однокурсниками решили сами съездить в Москву и показаться в театрах еще до экзаменов, чтобы в кармане было гарантированное трудоустройство в столице. Поехали в театр детской книги «Волшебная лампа», показались Владимиру Михайловичу Штейну, понравились... Так мы и обосновались в Москве, нам дали бесплатное общежитие и хорошую зарплату.
Потом меня пригласили на телевидение, в проект «Куклы», где я проработал семь лет - почти с самого начала и до закрытия.
По мановению пальца
- Правда ли, что с каждой куклой там работали несколько человек?
- Правда. Были ребята, которые озвучивали сразу по нескольку персонажей и подчеркивали их характеры голосом: Сережа Безруков, Борис Шувалов, Вася Стоноженко... Безруков, кстати, именно там и взял старт, в «Куклах»: потом он сказал, что из этого проекта вырос, завязал с телевидением и стал артистом театра и кино. Ну а мы давали куклам индивидуальные повадки. Делалось это в основном за счет рук, которыми можно было шевелить. А лица, маски то есть, двигались мало, хотя был специальный человек, который отвечал за движения глазок, и с некоторыми куклами, например с куклой Березовского, было много работы, потому что глаза у них постоянно должны были бегать туда-сюда.
Собственно маска отливалась из латекса, но на свою голову, на лицо актер ее не накладывал: она просто вставлялась в «тушку», и ее-то артист надевал на себя. «Тушки» были двух типов: полномерные для работы над общими планами, и средние, по пояс - для съемок за столом. Так что иногда на кукле работали три человека, а порой хватало и одного. Придумывали разные приспособления, чтобы облегчить себе работу. Андрей Дроздов - мастер, создавший кукол, - ездил во Францию, где специально учился множеству хитростей.
Мы с «Куклами» много гастролировали. Политики звали нас на различные праздники, на корпоративы и юбилеи. Покойный генерал Лебедь, помнится, приглашал, потом благодарил, обещал ящик коньяка поставить и, кстати, слово свое сдержал. Криминалитет нас тоже не обходил вниманием, и, бывало, мы развлекали непростых гостей, словно аниматоры. Интересно было. И время было интересное: лихое, я бы сказал!
- А после того, как закрыли «Кукол», что было?
- Работа у Татарского в «Пилоте». Сначала мы выходили с братьями Пилотами, но довольно быстро они превратились в Хрюна и Степана. Там я занимался липсингом. Сейчас все хотя бы в теории знают, как работать с «захватом движения» в мультфильмах, когда на фоне хромакея ты, в синем или зеленом костюме и с точками на лице, «летаешь» или, там, «плаваешь» - «Аватар» именно так и снимался. А тогда эта технология была первой в своем роде. Один актер в костюме, подключенном к охапке проводов, обеспечивал общие движения, а у меня были перчатки, каждый палец которых отвечал за какое-либо мимическое действие: удивление, моргание глаза, разговор... То есть я пальцами шевелю, и у куклы движется лицо в синхронном с текстом режиме. Одновременно мой напарник «ходил», и эти все движения надо было соотнести друг с другом, чтобы кукла выглядела естественной и живой. Работа была очень непростая: мы получили ее, пройдя большой отбор.
Каждый вечер без четверти девять
- Вы уже много лет водите Филю из «Спокойной ночи, малыши!» и волчонка Зубка из обучающей программы «Шишкин лес». А еще какие-либо проекты имеются?
- Иногда занимаюсь своими спектаклями. Мы втроем с единомышленниками попробовали сделать детский театр с упором на персонажей из «Шишкиного леса». Но, видимо, потенциальные зрители нас знали недостаточно, и народ «не пошел». В общем, не получилось! Мы ж не бизнесмены, не просчитали риски, не сумели отбить аренду, зато набрали кучу кредитов, теперь отдаем.
- Возвращаясь к детским передачам: знаю, что вы молодой папа. Практика кукловождения помогает общаться с сыном?
- Конечно! Через куклу вообще гораздо легче с ребенком общаться. Хотя, когда я приносил домой Зубка, сын в свои два года понимал, что это - папа… С куклами он в замечательных отношениях, готов откровенничать с ними обо всем на свете.
Кстати, к Филиной вечерней работе в программе «Спокойной ночи, малыши!» добавились ежедневные утренние эфиры «С добрым утром, малыши!» - с семи утра на «Карусели». А вечером по Культуре мы в «Спокушках» выходим к ребятам без пятнадцати девять. Помнится, именно в это время я и сам когда-то смотрел эту передачу.
Мария ФЕДОТОВА. Фото из личного архива Юрия СОКИРКИНА.

Справка «НН»
Юрий СОКИРКИН родился в 1974 году в городе Райчихинске Амурской области. Окончил в Нижнем Новгороде школу и театральное училище (курс Рузанны Бунатян), в 1995 году переехал в Москву.
Работал в театре «Волшебная лампа», в программе «Куклы» на НТВ, в проекте «Чердачок Фруттис» на ОРТ. С 2003 года - бессменный волчонок Зубок в программах «Шишкин лес» и «По секрету всему свету». Также - Филя в программе «Спокойной ночи, малыши!».

Следите за нашими новостями в удобном формате