Строгановский шедевр

Одной из красивейших нижегородских церквей исполняется 300 лет


Триста лет назад, 21 июня по старому стилю, была освящена самая красивая церковь Нижнего Новгорода - в честь Собора Пресвятой Богородицы на улице Рождественской. Она является последним храмом из пяти построенных Строгановыми в разных городах России и признана знатоками шедевром строгановского барокко. При этом до сих пор точно неизвестно, когда и каким архитектором она была построена. А ее история изобилует фантастическими и не очень легендами, среди которых сюжеты о том, как Петр I якобы приказал навсегда закрыть церковь в 1722 году, разгневавшись на «лик» Григория Строганова у иконы Спасителя, и как ее архитектор, обернувшись черным вороном, улетел с колокольни, чтобы его не ослепили из-за способности построить более красивый храм.

В конце прошлого года председатель общества «Нижегородский краевед», доктор исторических наук Федор Селезнев написал книгу «О Рождественской улице и Строгановской церкви на ней», в которой сделал много ценных открытий о датировке, строителях, функционировании строгановского шедевра и объяснил причины появления многочисленных легенд. Мы побеседовали с ним накануне 300-летнего юбилея освящения церкви.

Таинственная эпоха

- Федор Александрович, почему Строгановская церковь имеет такую «туманную» историю?

- На самом деле у нас мало проверенных сведений практически о любом из зданий XVII - начала XVIII века. Эту эпоху можно назвать таинственной, поскольку с тех пор сохранилось мало источников. Например, в Нижнем Новгороде есть целых три памятника гражданской архитектуры XVII века, которыми мы можем гордиться, которые отличают Нижний Новгород от любого другого города. Это каменные дома очень богатых людей того времени: Олисова, Чатыгина (где останавливался Петр I), Пушниковых. Так вот, ни по одному из этих трех памятников нет полной информации (кто и когда их построил). Так что не только Строгановская церковь окутана пеленой исторического тумана. Но, чтобы приступить к решению этих исторических проблем, нужно сначала систематизировать всю имеющуюся информацию. Эту задачу я ставил перед собой, когда писал книгу. И еще я хотел, чтобы книга читалась легко, была понятна и интересна широкому читателю. Здесь я следую заветам своего учителя Андрея Васильевича Седова, чья книга о купцах Бугровых - просто краеведческий бестселлер.

- Можем ли мы назвать точные даты строительства Строгановской церкви?

- Сейчас у меня понимание такое: она строилась примерно с 1705-го по 1710 год (хотя в книге я еще указываю началом 1703-й). Впервые она упоминается, будучи уже построенной, в 1715 году как пострадавшая от пожара. Однако трудно сказать, в каком году она была закончена: это мог быть и 1708-й, но точно не позднее 1710-го. Дело в том, что в этом году Александр Меньшиков становится губернатором Петербурга, где начинается интенсивное каменное строительство, и туда отправляют всех каменщиков страны. Так что начиная с этого года в Нижнем они не могли работать. Кстати, Меньшиков и Григорий Строганов, создатель церкви на Рождественской, в начале XVIII века тесно общались. Например, во время войны со шведами Меньшиков захватил где-то орган, и именно Строганов прислал ему органиста. Интересно, что не позднее 1710 года Меньшиков построил Архангельскую церковь в стиле нарышкинского барокко - в то время самое высокое здание в Москве, на три метра выше Ивановской колокольни в Московском Кремле. Правда, в 1723 году во время грозы в ее шпиль ударила молния, начался пожар, и свод обрушился - гордыня Меньшикова была посрамлена. И у меня возникло предположение, что он и Строганов могли устроить своеобразное соперничество, чья церковь будет красивее. Ведь эти церкви действительно похожи, а главное их сходство в том, что на их колокольнях были установлены первые в России часы европейского типа - с неподвижным циферблатом и движущейся стрелкой (еще одни такие часы тогда же украсили Спасскую башню Московского Кремля).

Легенда или быль

- Нередко до сих пор приходится слышать от экскурсоводов, что разгневанный Петр приказал закрыть церковь Строганова после своего визита в Нижний Новгород в 1722 году…

- Хотя все данные опровергают это, ведь государь на следующий день после посещения церкви отмечал у Строгановых свое 50-летие. Появление легенды можно объяснить тем, что церковь, хоть и не была долгостроем, долго стояла без иконостаса, поэтому богослужение в ней не велось. Людям запомнилось, что она долго стояла закрытой, потом случился визит Петра, который был известен крутым нравом, и эти события соединились в сознании людей. Тем более что такой поступок вписывается в образ Петра - он мог закрыть храм. Но в реальности этого не было. Петр не разгневался на Строгановых, даже если верить легенде о том, что он узрел портреты их родителей - Марии и Григория - в ликах Богородицы и Спасителя на самых больших иконах иконостаса. Строгановы был особый род, именитые люди, которые финансировали многие его проекты и первыми в России получили от него баронское достоинство, как и другие привилегии.

- Строгановы строили свою церковь как домовую?

- Нет, их усадьба была в Гордеевке. И там же находилась их домовая церковь - в честь Смоленской иконы Божией Матери. И приходской Строгановская церковь на Рождественской улице тоже не являлась. Она скорее была «корпоративной». Строгановы построили ее для своих работников, которых насчитывалось сотни. Вообще, тогда церкви были многофункциональны. Это было время пожаров (при преобладающей деревянной застройке), и каменное здание представляло собой хранилище для документов, ценностей и т.д. Видимо, так было задумано изначально.

- В своей книге вы доказываете, что у Строгановых и Нарышкиных могла работать одна и та же бригада мастеров. Было ли в таком случае строгановское барокко?

- Я бы сказал, что был единый стиль, который восходит к мастерам царевны Софьи, строившим Новодевичий монастырь в Москве. Московское, нарышкинское, строгановское барокко - это все варианты одного направления, поскольку построенные в этом стиле здания очень похожи и не имеют кардинальных различий.

Светлана Высоцкая.

Следите за нашими новостями в удобном формате