Заслуженный артист России, директор Русского народного оркестра, концертмейстер группы ударных инструментов академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии, основатель и руководитель ансамбля ударных инструментов родился в год Победы. Семья Гордеевых имела крепкие музыкальные корни, и одаренный мальчик уверенно ступил на родовую стезю. Жизнь сводила его с учителями, чьи имена вписаны золотыми буквами в историю музыкальной педагогики. Но в определенный момент в дело вмешался случай в лице одного очень известного дирижера...
Под сенью Ростроповича-старшего
- Дедушка мой был регентом, - рассказывает Валентин Дмитриевич. - Папа очень прилично владел роялем, играл в военных оркестрах на тромбоне, а по образованию был виолончелистом, кстати, учился в Москве у отца Мстислава Леопольдовича. Он много лет играл на виолончели в оркестре горьковской филармонии с самого дня его основания, позднее совмещал игру в оркестре с работой инспектора оркестра и библиотекаря. И, конечно, со мной занимался. Помню: стою в кроватке, а папа играет разные звуки и произносит: послушай, как звучит вот эта нотка… а вот другая… Тетка моя была музыкальным работником. Папин родной брат Борис Гордеев был известным пианистом, учился в нижегородском музыкальном техникуме вместе с Мокроусовым, Цфасманом, его дети также посвятили свою жизнь игре на рояле. Словом, Гордеевы - это династия! Хотя, забегая вперед, вероятно, на мне одна из «музыкантских» ветвей закончилась: дети - юристы, да и внуки о музыке не думают…
Итак, было вполне естественно, что папа отдал меня в музыкальную школу - в восьмую, которая сейчас носит имя Виллуана. Я учился игре на пианино, а по окончании школы поступил в музыкальное училище. Конкурс на фортепианное отделение тогда был довольно большой, и в течение года я брал уроки у Григория Хаймовского. Он в свое время преподавал в нашей консерватории, потом уехал из страны, в Америке стал профессором Нью-Йоркского университета и по сей день прекрасно там себя чувствует, невзирая на девяностолетний возраст. Григорий Самуилович считал меня одним из перспективнейших своих учеников... После Хаймовского я попал в руки не менее профессиональные, в класс к Елене Карловне Дитрих. На выпускном экзамене председателем комиссии был Исаак Осипович Кац - еще одна известнейшая в пианистическом мире фигура, и он особо отметил меня среди прочих выпускников, сказал, что необходимо учиться дальше и поступать в консерваторию.
Судьбоносный поворот
Казалось бы, передо мной открывался вполне понятный путь усердного труда и заслуженных побед. Но в то же время это был, кажется, шестьдесят шестой год - Израиль Борисович Гусман, возглавлявший тогда филармонический оркестр, предложил папе «попробовать» меня на ударных инструментах. Мотивировал он это тем, что ударников очень мало, а ударников хороших и профессионально образованных - еще меньше. В отличие от пианистов, даже очень хороших. Плюс тогда оркестр получил прекрасные ударные инструменты, причем не шумовые, а клавишные: маримбу, ксилофон, глокеншпиль... И я «попробовал», несмотря на то что преподавал, и очень удачно, фортепиано в Кстове, в детской музыкальной школе. В 1969 году Израиль Борисович пригласил меня в оркестр уже официально. Консерваторию я оканчивал как ударник, а аспирантуру - в Московской консерватории в классе солиста Большого театра Виктора Борисовича Гришина.
Так я и не стал хорошим пианистом! Но в 1983 году стал концертмейстером академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии, пятнадцать лет назад получил звание Заслуженного артиста России.
В этом году отмечает юбилей мое любимое детище - ансамбль ударных инструментов. Мы играем большие программы европейского уровня, я и сам играю, и дирижирую, и осуществляю общее руководство. На двадцатые числа ноября запланирован наш концерт в абонементе «Инструменты и лица оркестра». В ансамбле играют талантливейшие ребята, подготовлена большая интересная программа. Надеемся на встречу со слушателями!
Мария Федотова. Фото Александра Воложанина.