Советники директора делают школьную жизнь ярче и интереснее

Советники директора делают школьную жизнь  ярче и интереснее

Кто такие советники директора по воспитанию? Как и чему они учат современных школьников, изменилась ли жизнь школы с момента появления этой новой должности?
Обо все этом мы расспросили Екатерину Лялину, которая второй год  работает советником по воспитанию в школе № 22 Нижнего Новгорода.

На «ты» с технологиями.

– Учитель истории и обществознания не может не вести воспитательную работу, – рассказывает Екатерина Олеговна. – Я всегда это делала – организовывала волонтерские, познавательные мероприятия. В День Конституции обязательно проводила викторину, посвященную Основному закону страны. Нижегородская область была одним из десяти пилотных регионов и в числе первых ввела в школы новую должность советника директора по воспитанию. Я решила попробовать себя в новом качестве. Но, чтобы стать советником, одного желания недостаточно, нужно пройти серьезный отбор в рамках конкурса «Навигаторы детства». Требуется представить портфолио, создать видеоролик, написать эссе, пройти непростое тестирование. Всех, кто прошел отбор, собрали в знаменитом Всероссийском детском центре «Артек», где учили новым формам взаимодействия с ребятами, тому, как работать со сложными детьми, вовлекать в работу неактивных школьников, помогать учащимся найти увлечения по душе, заниматься профориентацией. Проработав год советником по воспитанию, меня уже начали привлекать как эксперта – я просматривала портфолио кандидатов на эту должность. Важно отметить, что с этого года советники работают в школах 49 субъектов страны, в том числе на территориях, которые недавно вошли в состав России, а в 2023 году во всех регионах будет введена такая должность.

– Расскажите о новых формах работы с детьми. Что подразумевает эта формулировка? 

– Для работы советником мне пришлось научиться снимать и монтировать видео. Современным детям нравится использовать возможности гаджетов, создавать видеоролики. Эту увлеченность можно и нужно использовать в воспитательной работе.

Также к числу новых форм работы с детьми относится такая практика, как геокешинг. Это игра «по станциям», напоминающая «12 записок», когда дети двигаются по определенному маршруту и выполняют последовательно разные задания. Ребята, при передвижении из одной точки в другую вводят в навигатор на смартфоне геоданные – широту и долготу точки. Это делает игру не только познавательной, но актуальной и современной для учащихся.

Я придумала геокешинг по Нижегородскому кремлю для школьников среднего звена. Первая точка – Кладовая башня. Ребята отвечают на вопросы, связанные с историей этого места. Всего участники игры проходят семь точек и в каждой узнают что-то новое. Вопросы запоминающиеся, с «заковыркой». Например, такой: «Как связано здание Манежа, расположенное рядом с Вечным огнем, с трамваем?» Правильный ответ: «В этом здании раньше было трамвайное депо, а по Нижегородскому кремлю курсировали трамвайчики». 

Или такой вопрос: «На Часовой башне раньше висели часы, на которых было не двенадцать, а семнадцать (!) делений. С чем это связано?» Ответ на этот вопрос, как правило, не знают ни дети, ни взрослые. Семнадцать делений отражают то, что именно столько часов длился самый длинный световой день летом. Раньше отсчет вели от восхода солнца и считали только часы светового дня – время, когда можно было работать… Такую информацию ребята не могут почерпнуть из учебников, но эти факты помогают им погрузиться в историю родного города. Элементы геокешинга (геометки) я использую и на уроках.

Именно владение технологией геокешинга помогло мне попасть на уникальную смену во Всероссийский детский центр «Орленок», где мероприятия смены были посвящены исторической правде и подвигу организации «Молодая гвардия» и одноименному произведению Александра Фадеева. Минувшей осенью там собирали учителей истории со всей страны. Для того, чтобы туда попасть, нужно было придумать мероприятие для детей, связанное с «Орленком». Я предложила, как раз сделать гео­кешинг по территории центра.

Воспитывать на примерах.

– Сегодня роман Фаде­ева «Молодая гвардия» не изучают на уроках литературы, и подавляющее большинство молодых людей не знают о подвиге краснодонцев...

– К сожалению, это так. Но произведение планируют вернуть в программу. К роману Фадеева можно относиться по-разному. Там есть неточности, но в художественном произведении это допустимо. Сам же подвиг – это пример самоотверженного героизма и любви к Родине, который воспитывает на примере.

В «Орленке» педагоги и дети, приехавшие со всей страны, изучали подвиг молодогвардейцев. Мои подопечные создавали выставку, посвященную героям-краснодонцам. Мы подбирали экспонаты. В нашем распоряжении были самое первое издание Фадеева, газета «Комсомольская правда» с напечатанным отрывком из этого произведения. Меня очень тронуло то, насколько услышанное дети принимали близко к сердцу. Со слезами на глазах они проводили экскурсию – но у девочки, которая проводила её даже голос не дрогнул – она продолжила свой рассказ. По возвращении из «Орленка» я познакомила своих учеников с подвигом молодогвардейцев. Один девятиклассник написал научную работу о подвиге. С восьмиклассниками мы сняли фильм о «Молодой гвардии». 

Должностные обязанности.

– В школах есть заместители директора по воспитательной работе, классные руководители, теперь еще и советники. Какие специфические задачи вам приходится решать?

– Каждую неделю рассылается план событий и сценарии различных мероприятий. С ребятами из актива школы мы выбираем, что и как будем организовывать в разных параллелях. С появлением советников в мероприятия школы вовлекается все больше детей. Наша задача не просто взять «количеством», а сделать все, чтобы мероприятия были не для галочки, а оставляли след в душах ребят.

Кроме того, в России реализуется огромное количество федеральных проектов, конкурсов, акций. Для детей они представляют большие возможности, но многие о них в потоке информации просто не знают. Задача советников директора по воспитанию – рассказывать об этих проектах и помочь ребятам участвовать в них.

Например, одиннадцатиклассница из нашей школы приняла участие в проекте «Прогулки по стране» от Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых». Девочка разработала маршрут для пешей туристической экскурсии по нашей области до Шуховской башни. Пусть этот проект не стал победителем, но его автор узнала для себя много нового. Сейчас мы формируем 

команду для участия в конкурсе школьных музеев. У нас их два – музей археологии и этнографии Нижегородского края и музей геологии. 

– Как изменилась жизнь в школе с появлением советников? 

– Сами ребята отмечают, что школьная жизнь стала насыщенней и интересней. 

Во время моей второй поездки в «Артек» там проходил финал «Большой перемены» – всероссийского конкурса для школьников. Советники директора по воспитанию встречались с министром просвещения Российской Федерации Сергеем Кравцовым, состоялась большая дискуссия на тему «Можно ли измерить эффективность воспитательной работы». 

Я считаю, что воспитательную работу, проводимую в школе, нельзя оценить с помощью числовых критериев. Нельзя сказать, что за месяц дети стали более воспитанными. Но можно следить за динамикой активности – посчитать количество вовлеченных детей во внеурочную деятельность. Я вижу, что активность ребят в нашей школе растет. Сегодня ко мне подошла девочка и рассказала, что подала заявку на участие в одном из проектов. Она довольно закрытая, малообщительная, и я даже не ожидала, что она проявит самостоятельный интерес к проводимым событиям. Но если ребята делают какие-то шаги, проявляют заинтересованность, то это уже доказывает, что советники работают не зря.  

Из досье «НН».

Екатерина Лялина – советник директора по воспитанию, учитель истории и обществознания, классный руководитель 9 «Б» класса школы № 22 Нижегородского района города Ниж­ний Новгород. Окончила исторический факультет ННГУ имени Н.И. Лобачевского. Первый опыт работы в школе получила, будучи студенткой, в 2011 году, была воспитателем группы продленного дня. Работала экскурсоводом в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике (НГИАМЗ). Преподает с 2013 года. 

Компетентно.


Директор школы № 22 Алексей Кузьмич Прохожев:

– Появление советников директора по воспитанию в школах – это большой плюс. Наша школа большая, в ней 1600 учеников, и таких специалистов работает трое. Воспитание, патриотизм и отношение к ценностям – я убежден в этом – начинается с любви к месту, где человек родился. Малая родина – это понятно и близко детям. Знакомство с атрибутикой, вынос флага, гимн страны – это всегда было важно. Чем увлекаются современные дети? Просмотром видео, социальными сетями, а признаки государственности часто не знают. Над этим мы уже работаем. 

Мнение.

Алина Садардинова, 8 класс:

– В этом учебном году наш класс участвовал в самых разных мероприятиях. Больше всего мне запомнился конкурс для старшеклассников в РАНХиГС «Твоя Конституция». От нашей школы в районном этапе состязания участвовали две команды 8-х классов. Мы были самыми юными участниками. Нашими соперниками были одиннадцатиклассники. Команде из параллельного класса удалось пройти в следующий этап. Я очень за них рада. Конкурс помог мне углубить мои знания по обществознанию, понять, как работают законы в нашей стране. Также по­нравилось участвовать в съемках видеоролика о Ниж­нем Новгороде и известных нижегородцах. Для того, чтобы осуществить такую съемку, пришлось поездить по городу. Во время этих поез­док я узнала много нового. 

Тем временем.

Нацелены на работу с детьми.

Советники директоров по воспитанию внесли много нововведений в школьную жизнь. 

  • В Газопроводской средней школе Починковского округа работает школьный киноклуб. По словам советника Марины Волковой, он нацелен на работу с детьми группы «риска», помогает выстраивать отношения между детьми и родителями. Кроме того, в школе проходят «Встречи без галстуков» среди неформальных лидеров школы – это свободное общение без назиданий.  Такие встречи стали способом вовлечения «антилидеров» в позитивную школьную повестку, некоторые ребята в результате таких встреч вошли в детский совет школы. 
  • В школе №9 с углублённым изучением отдельных предметов в Павлове советник Зухра Орлова принимает активное участие в развитии школьного театра. В 2023 году театральная студия «Дебют» стала победителем областного смотра-конкурса репертуаров школьных театров образовательных организаций Нижегородской области в номинации «Литературно-музыкальный театр». Зухра Айдимировна стала наставником ребенка, испытывающего трудности в общении со сверстниками. Она увидела ее стремление попробовать себя в сфере дизайна, визуального контента и монтажа и помогла подопечному раскрыться в этом направлении. В результате девочка победила в международном фестивале СМИ «Волжские встречи-32» и муниципальном конкурсе «Телекласс». 
  • Много интересного при содействии советников происходит в школах Нижнего Новгорода. В школе № 34 Приокского района по инициативе советника Елизаветы  Ширяевой состоялся общешкольный  читательский марафон, читая книги, учащиеся делали небольшие заметки, в конце марафона активные участники за самые интересные работы получили сувениры Международного детского центра «Артек». 
  • В лицее-интернате «Центр одаренных детей» советник директора по воспитанию Елизавета Минеева организовала медиацентр. Работая в медиа-команде, создавая лицейскую газету, видеоновости, информационные посты, у лицеистов появляется возможность попробовать себя в роли журналистов. Также под руководством советника  в Центре  реализуется проект «Родительские встречи», на которых взрослые выступают перед старшеклассниками в роли работодателей и рассказывают о профессиональных и личностных качествах, необходимых для работы в определенной должности. Такое взаимодействие важно, как для обучающихся, так и для родителей, побуждая их быть активными социальными партнерами школы.

Беседовала Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.



Следите за нашими новостями в удобном формате