Без домашки никакой запарки. Новое – хорошо забытое старое, считают учителя-ветераны

Без домашки никакой запарки. Новое – хорошо забытое старое, считают учителя-ветераны

Откроем секрет, который за давностью лет может быть обнародован. Методика обучения физике по системе учителя-методиста Веры Хролович в девяностых годах заинтересовала зарубежных педагогов, сотрудничавших с Российской академией педагогических наук. Поступали предложения от иностранцев продать им нижегородскую новацию за доллары. Учитель отказалась от сотрудничества, но в своем Отечестве не нашла широкой поддержки. «Может быть, в наши дни, в новой стране методику обучения детей без домашнего задания посчитают востребованной?» – спрашивает она.

Интерес и нагрузка.

Обязательно ли домашнее задание в обучении школьников? Сейчас этот вопрос активно дискутируется в связи с выступлениями в Госдуме и правительстве о чрезмерной загруженности детей. А из загашников старые учителя извлекают хороший опыт, который в наше время можно лишь дополнить, чтобы продвинуться вперед. Вера Ивановна Хролович, в прошлом выдающийся педагог-физик, рассказала, как в свое время ей нелегко было протолкнуть идею учить детей без домашних нагрузок. 

– Хочется внести свой вклад в разрешение данной проблемы, – говорит Вера Ивановна, – так как имею свой личный тридцатилетний опыт обучения детей физике в школе №174 и лицее №38 Нижнего Новгорода.

– Вера Ивановна, разработанная вами методика, как известно, получила высокую оценку в Академии педагогических наук РСФСР, оценена на кафедрах педагогики НИРО. Чем подтвердилась методика обучения без «домашки» в итоге?

– Показали эффективность результаты экзаменов, оценили работу педагоги-коллеги на открытых уроках, которые я проводила, успехи ребят на олимпиадах, в НОУ «Эврика». Гибкость, вариативность, естественный переход от обучения к самообучению – все возможно на таких уроках. Методика была сертифицирована департаментом образования и науки Нижегородской области, в соответствии с заключением экспертного совета.

Увлекательное погружение.

– Но ведь невозможно просто не задавать ничего на дом, а уроки вести так, как обычно? Наверное, в основе таких уроков своя специфика, какие-то важные педагогические приемы?

– Безусловно. Я начинала с перестройки структуры уроков. Так как не нужны домашние задания, то не обязательна проверка их в начале урока. Лучшее время – начало урока отведено на изучение нового материала. Новое – всегда интересно, поэтому дети прекрасно входят в занятие, погружаются в обучение без тревоги за то, что «спросят». Это не только грамотное, красочно-эмоциональное, с применением физических опытов по теме и различных технических средств объяснение учителя. Главное здесь – самостоятельная работа по освоению вновь изучаемого. Тут и чтение текста учебника с карандашным подчеркиванием (потом легко стереть ластиком), и выписки в отдельную тетрадь основных тезисов. Освоение нового может идти в ногу с взаимоконтролем ребят, с помощью подсказок учителя, которого дома не было бы. За такой урок мои ученики выставляли сами себе оценки по рекомендованной мною схеме. Оставшуюся часть урока можно было посвятить решению несложных на первых порах задач. В самом конце занятия учитель рекомендует всем интересующимся по выбору читать ту или иную литературу или решать дифференцированно, особенно тем, чья оценка урока их не устраивает. По желанию, по интересам.

Ответственность.

– За успех ученика, таким образом, отвечает не столько учитель, как он сам?

– Конечно, важно при этом, что ребенку для достижения своей цели приходится самому планировать время и трудовые затраты. При таком подходе, конечно, важно доверие обучающегося к учителю.

– Психологи утверждают, что нормальному человеку для запоминания и понимания порой требуется до 39 повторов…

– В нашей методике этот аспект учтен в планировании урока, курса, темы, раздела. От урока к уроку новые законы, термины повторяются, углубляются, расширяются в теории и практике. Более подробно изложена эта методика в печатных трудах 1999 – 2013 года и в монографии 1998 года. Все это я в свое время зафиксировала письменно. 

– А что говорят о своих достижениях ваши подросшие ученики? 

– Они были довольны, что учатся без двоек, что им доверяют, что учиться интересно. Многие выбрали физику, педагогику своей профессией, чем несказанно горжусь. К плюсам они относят развитие самостоятельности, ответственности за результаты учебы, количество и качество изучаемого материала. К минусам отнесли то, что родители не верят в эффективность такого подхода и нередко заставляют детей дома открывать учебники, когда им хочется потратить вечер на другое. 

В итоге можно сказать, что учеба без домашнего задания – здоровьесберегающая. Материал усваивается на уроках, а дети могут отдыхать, ходить в кружки и секции, музыкальную школу. Многие, что отрадно, выбирают НОУ, кванториумы.

– Наверное, именно этот аспект вашей методики послужил основанием для присуждения вам, Вера Ивановна, в 2004 году звания лауреата в номинации «Учитель-исследователь» и награждения медалью Януша Корчака фондом Зимина «Династия»?

– О результатах своих уроков я докладывала на Всесоюзных педагогических чтениях. Не могу пожаловаться, методика нашла признание, но применения широкого не имела, думаю, оттого, что от учителя здесь требуется больше знаний и труда, чем обычно. При скромных учительских зарплатах не каждый решится на новое, даже при огромной любви к детям и профессии. Но сегодня, я уверена, пришла пора вернуться к урокам без домашнего задания, и в первую очередь для того, чтобы учиться ребятам стало интересно, а сам процесс обучения проходил для них без тревоги и переутомлений.

Между тем.

Уникальная методика Веры Хролович, которая получила и мировое признание, сегодня, увы, осталась невостребованной, забытой. Хорошо бы в Год учителя и наставника чиновникам от образования сделать ревизию того положительного опыта, который был наработан нашими отечественными педагогами в прошлом. Какой родитель сегодня не слышал от своего чада, что ему надоело делать домашнюю работу, и с подобным настроением он легко вообще теряет интерес к учебе. А оказывается, можно обойтись без «домашки» и причем еще и повысить качество усвоения ребенком знаний. 

Беседовала Вера Чеботарева.

Следите за нашими новостями в удобном формате