Накопительный эффект. Жертва не имела умысла на убийство

«Женятся на надеждах, выходят замуж за обещания», – заметил однажды Василий Ключевский. А уж ему ли, историку, не знать, как это бывает?! Тем более что история брака всегда начинается одинаково, не будем принимать во внимание извращенные формы, – с любви. Вот и в Елену с Виктором стрелы амура попали почти одновременно. Виктор был пронзен чуть-чуть раньше: «Ах, какая женщина! Мне б такую...». И готов был бросить к ее ногам весь мир. Лена не могла не оценить такого благородства. И ответила взаимностью...

Милые бранятся...

Свадьба у них состоялась в мае, когда вовсю цвела черемуха и природу била нервная дрожь.

– Не могли до лета подождать, теперь всю жизнь будешь маяться, – ворчала мать.

 Как в воду глядела. Счастье прекрасной Елены закончилось вместе с медовым месяцем, в дальнейшем напоминая о себе лишь короткими сполохами. Те обещания, которыми Виктор осыпал любимую перед ЗАГСом, рассеялись. Осыпались, как черемуховый цвет. И потянулись черно-белые будни. Год за годом. 

Они, конечно, ссорились. Как и все. Психологи говорят, что так происходит перезагрузка в отношениях людей, которые долгое время живут вместе. Родственники советовали: надо обвенчаться, чтобы брак был крепче. Елена была не против, она всегда мечтала, чтобы у нее была дружная и счастливая семья... А Виктор все тянул:

– Вот еще, молодыми не обвенчались, а теперь-то зачем народ смешить?

Куда делся тот весельчак и балагур, обещавший носить избранницу на руках? Муж все чаще прикладывался к бутылке, а когда у него не было такой возможности, становился угрюмым и злым. Правда, жена себя уговаривала:

– Трезвый он нормальный, а вот как выпьет...

Она помнит, как он первый раз поднял на нее руку. В доме не было денег, а до получки оставалось несколько дней, и вдруг, собирая одежду мужа в стирку, Елена обнаружила в кармане рабочей спецовки несколько смятых купюр. Защелкнув барабан и выставив нужный режим, на радостях побежала в магазин: проблема с ужином решена! Купила картошки, колбасы, яблок, сливочного масла, на утреннюю кашу молока...

Когда открыла дверь в квартиру своим ключом, разгневанный муж ее встретил на пороге. Ни слова ни говоря, ударил наотмашь ладонью по щеке. Чувство стыда в тот момент было даже сильнее боли – Елена инстинктивно обернулась на лестничную площадку: не видел ли кто из соседей...

Спустя несколько лет уже весь подъезд знал, что Виктор из 13-й квартиры пьет, не работает, таскает из дома вещи и продает, чтобы снова напиться, и чуть ли не каждый вечер бьет жену. А наутро она, замазав синяки тональным кремом, бежит на работу. Чтобы сводить концы с концами, единственная в семье кормилица устроилась на вторую работу – уборщицей. Дома теперь появлялась только к вечеру. Ей бы, обессиленной, упасть в кресло да подремать чуток, а там пьяный муж, скандалы, оскорбления, драка... И так каждый день.

Конец терпения.

Не зря говорят, чтобы сохранить ангельский характер, нужно дьявольское терпение. Но однажды нервная система оповестила, что на диске терпения больше нет свободного места... 

Елена стояла на кухне спиной к двери и резала лук. На плите шкворчала, разбрызгивая масло, сковорода. Несмотря ни на что, она продолжала оставаться хорошей женой – в квартире всегда было прибрано, и холодильник не пустовал. Разносолов не готовила, как раньше, но суп был всегда. 

Раньше-то она готовить любила. И Виктор хвалил ее стряпню. А теперь ему стало все равно, чем набить свой пивной живот. Он и спасибо-то не скажет, вместо этого обзовет как-нибудь и дверью хлопнет. А Елена и рада – на этот раз обошлось без скандала... Готовила она теперь не для него, не для себя – скорее, по привычке, по генетически сложившейся надобности проявлять таким образом свою женскую сущность.

Сегодня была годовщина их с Виктором свадьбы. Тот, кто обещал Луну с неба достать ради ее счастья, теперь валялся на диване, по обыкновению пьяный, и смачно храпел. То ли от лука, то ли от обиды слезы катились по ее щекам, застилая глаза. Схватила было крышку от сковороды, но не удержала, и та с грохотом упала на пол. Проснулся пьяный, поднялся с дивана, попутно громко матерясь. Началось! Она стиснула зубы... Видя, что жена не реагирует на его ругань, муж подошел сзади и схватил ее за волосы. Она развернулась, не выпуская из рук ножа, и что было силы вонзила острое лезвие ему в живот.

Поистине женщина терпелива. Но когда её терпение лопнет, мужики, берегитесь ударной волны!

Из материалов уголовного дела:

«Следствием и судом установлено, что 18 мая 2023 года в вечернее время в квартире дома по ул. Болотникова Канавинского района г. Нижнего Новгорода в ходе семейной ссоры женщина, обидевшись на оскорбления со стороны мужа, нанесла ему ножевое ранение. От полученных телесных повреждений 52-летний мужчина скончался... Вину в совершении инкриминированного деяния женщина признала...».

«Ниже низшего предела».

– Следователем СО по Канавинскому району в отношении 54-летней женщины было возбуждено уголовное дело по статье УК РФ «Убийство», предполагающей наказание от 8 до 15 лет лишения свободы, – рассказывает старший помощник руководителя СУ СКР по Нижегородской области, майор юстиции Ольга Круглова. – 

В ходе расследования эта статья была позже переквалифицирована следователем на статью «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего»...

– У нее явно не было умысла на убийство, – рассказывает далее следователь Канавинского следственного отдела, лейтенант юстиции Яна Гурьянова. – Скорее, сработал накопительный эффект, она долгое время сама была жертвой, а терпение оказалось не безграничным...

Но и по этой статье виновные наказываются «лишением свободы на срок до пятнад­цати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

– С учетом обстоятельств и того, что раньше моя подследственная не имела проблем с законом, все это время она, по решению суда, находилась не в СИЗО, а под домашним арестом, – поясняет Яна Алексеевна. 

Она явно сочувствовала обвиняемой.

На минувшей неделе судья Канавинского районного суда огласил приговор:

–...Назначить подсудимой наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима...

К счастью, в «Лениной» теперешней статье не указывается низший предел срока. Но, думается, в любом случае судья назначил бы ей наказание «ниже низшего предела» – есть такое понятие в юриспруденции.

Татьяна Чинякова.

(Имена фигурантов этого уголовного дела изменены автором в связи с тем, что приговор суда еще не вступил в законную силу).

Следите за нашими новостями в удобном формате