Роковой случай в Кистенёвке, или Современная версия романтической истории о благородном разбойнике

Роковой случай в Кистенёвке, или Современная версия романтической истории о благородном разбойнике

Нижегородский театр юного зрителя к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина, которое будет отмечаться в следующем году, подготовил премьеру спектакля «Дубровский». Современную версию романтической истории о благородном разбойнике, возглавившем народный бунт, в числе первых увидели и мы, чтобы рассказать читателям, почему стоит посмотреть новую трактовку.

Сохранились ли сюжет и суть?

Нынешняя премьера стала итогом состоявшейся в июне режиссерской лаборатории «Ай да Пушкин», проведенной по заключенному годом ранее соглашению между министерством культуры Нижегородской области и руководством ГИТИСа. 

Эскиз режиссера Константина Денискина по роману «Дубровский» по результатам проведенного голосования набрал наибольшее число зрительских откликов, и вот теперь полноценный спектакль появился в репертуаре ТЮЗа. Но не на малой (как было показано летом), а на большой сцене, что технически увеличило возможности постановки, но и добавило ответственности.

Текст незавершенного произведения Пушкина претерпел неизбежные сокращения и был адаптирован к сцене, поскольку изначально не являлся пьесой. В нем сохранилась «литературность» первоисточника, когда артисты (помимо реплик персонажей) произносят авторский текст и ремарки, объясняющие события, отстраненно, но без стилистической архаики слов.

Эта постановка – не иллюстративное повествование, завязка и развитие конфликта между соседями-помещиками дана в нем схематично. Вводная часть была купирована, а оставшаяся иронично и буквально пробалтывалась. Возможно, современному зрителю не столь нужны подробности и достаточно краткого объяснения в стиле рассказа кучера: бедный барин не поладил с богатым, а тот подал на него в суд, да и отобрал имение. Ведь в действии нас интересует развитие, динамика, борьба личностей.

В огромном пространстве на фоне лаконичных серых декораций (сценограф и художник по костюмам Анастасия Плохих) с применением модных драматичных приемов, в лучах света, дыма и главного символа конфликта – трещин на пустых стенах, холодно и неторопливо разворачивается история-воспоминание о Дубровском. Взгляд этот явно из нашего времени, недаром Маша Троекурова (в исполнении Екатерины Чеботаревой) появляется из зала, по-детски вбежав на сцену из зала, – чистая душа, незнакомая с предшествующими событиями и реальным миром.

Роман взросления.

В этом противостоянии поколений, по мнению режиссера, победу одержали «старики». Почувствовать замысел помогли детали, на которые нельзя не обратить внимания. Огромная люстра из рогов оленей – свидетельство прежних деяний охотника – напоминает корни деревьев, что удерживают героев на родной земле. Доски-заплаты на доме и, как основа дороги, выложенные на сцене полукругом, предопределили выбор Владимира. Когда прежний мир треснул по швам, обратного пути не было.

Дубровский, каким его проживает Никита Чеботарев, сдержанный и решительный молодой лидер, который потерял не только отца (играет Игорь Авров), поместье, но любовь и веру в справедливость. Однако, перейдя черту допустимого, став предводителем грабителей, если бы он не остановился в финале, чем такой герой лучше Троекурова? Нравственное падение, пробуждение внутри зверя, в желании мести, смогла остановить лишь сила характера.

Отставной генерал-аншеф Кирила Петрович, сыгранный Владимиром Береговым, – концентрированное зло, с повадками медведя. Он словно герой криминальной хроники из 1990-х, которого не сможет победить даже время. Рядом с таким хозяином подкармливается исполнитель его воли, с шакальим чутьем, продажный заседатель Шабашкин – яркая роль Дмитрия Соколова. В этом мужском конфликте согревала светом материнской любви добросердечная няня Егоровна (Марина Чернова).

Предгрозовая атмосфера.

Постановка не избежала небольшой затянутости сцен и некоторых штампов, но помогла раскрыть образы, показала порочность «благородного» общества, сохранив тревожное настроение. Ну а главное – спектакль обладает магией и образностью, лирикой и недоговоренностью. Хоть в костюмах и воссоздано условное начало XIX века, намеренно нет отсылок к эпохе, поэтому такое невинное пожелание выздоравливать раненому барину (в эпилоге) от подстрекателя – кузнеца Архипа (Федор Боровков), звучит пророчески: стоит только зажечь огонь, чтобы пробудить в толпе темное начало. 12+

Ольга Плаксунова. Фото предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате