Жить в эпоху испытаний

Жить в эпоху испытаний

Февральская премьера нижегородского ТЮЗа «Домик на окраине» – это спектакль о молодых людях, на долю которых выпали большие испытания в середине ХХ века. О том, когда общее дело на благо победы становится важнее личного, и крах прежней жизни – моментом истины.

Экспозиция в одноименной пьесе Арбузова показывает нам условную жизнь в большом доме на окраине Москвы, каким когда-то был район Чертаново, где живут три сестры: Вера, Надежда и Любовь. Время – накануне и в начале Великой Отечественной войны. Подобно чеховским героиням, они празднуют день рождения, танцуют, влюбляются и ссорятся, вспоминают родителей и переживают за брата, отсутствующего в данный момент. Работа на оборонном заводе занимает в их разговорах не меньшее значение, чем чувства. В гости к ним приходят коллеги и друзья (спускаясь почему-то со второго этажа мансарды, в решении художника-постановщика Надежды Осиповой), обсуждают важные и сиюминутные темы, попутно дополняя недостающими деталями большой пазл их многонаселенного мира, из которого складываются объемные образы.

В начале произведения многоугольник отношений далеко не сразу удается понять из-за плотного потока разобщенных диалогов, но это самая близкая нам, вневременная часть. Вот производственные темы, будто герои находятся не в домашней обстановке, а встречаются на планерке, написаны довольно-таки архаичным языком, характерным для времени создания произведения (в эстетике семидесятилетней давности), и сегодня звучат странно. Актеры максимально смягчали пафос и вытаскивали из реплик живое начало.

Структура пьесы напоминает многоходовый мелодраматичный сериал, только на сцене он сконцентрирован до двух с половиной часов. Погружаясь в среду, нынешние зрители, хотя бы отчасти, могут представить себе, что волновало советских людей, чем были наполнены их мысли и какие судьбы ожидали тогдашних ровесников, если бы не произошли дальнейшие события.

Между тем, шли месяцы, приближалась линия фронта, и все слышнее становилась работа артиллерии. На войну уходили самые близкие, погибали, получали увечья. Некоторые, из оставшихся в городе друзей мечтали уехать в тыл, а другие, напротив, стремились на передовую. Трагическая судьба младшей из сестер, Нади (Анастасия Желнина), ослепшей медсестры, встретившей свою первую любовь, подается на контрасте с ее старшими сестрами. Старшая, сильная Вера (Екатерина Беляева) стала руководителем, но одинока. Средняя – красавица Люба (Екатерина Чеботарева), прежде легкомысленная, теперь ценит иные качества в людях и находит свою судьбу.

Режиссер Елена Фирстова создала ретро-спектакль, традиционный по сути и иллюстративный по форме, с простыми мизансценами и некоторыми «спецэффектами». Так, в определенные моменты на экране сверху, над двухуровневой конструкцией, демонстрировались нарезки из фильмов, документальной кинохроники тех лет – мощно, пробирая до мурашек, звучала оригинальная музыка и песни – самая достоверная часть постановки. В событиях, проходящих на предприятии, например, неожиданно возникла башня танка, передвигаемая на подвесах, словно на конвейере, отчего сразу же возникла ассоциация с Сормовским заводом.

Премьера к дате, поучительная для подростков, с атмосферой и на важную тему, смотрится как фильм из прошлого, в котором кто-то наверняка сможет узнать историю своих предков. Финал не оставляет сомнений: пока такие люди есть – мы непобедимы! 12+

Ольга Плаксунова. Фото Александра Воложанина.

Следите за нашими новостями в удобном формате