Мудрые истории классика обрели на нижегородской сцене свежее прочтение и смыслы

Мудрые истории классика обрели на нижегородской сцене свежее прочтение и смыслы

Ироничную премьеру по мотивам произведений Михаила Салтыкова-Щедрина представили в начале марта на малой сцене нижегородского театра «Комедiя». Узнать себя в персонажах спектакля «Город Глупов. Подслушано» в предложенном жанре сатирической притчи помогла зрителям молодая команда во главе с режиссером Андреем Богдановым.

Параллели в современность.

Известные любому россиянину, учившемуся в средней школе, мудрые истории классика обрели на нижегородской сцене свежее прочтение и смыслы. Еще 150 лет назад сочинения, подвергавшиеся цензуре, выходившие нередко без авторской подписи или под псевдонимом, в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», представляют собой точные наблюдения за жизнью российских обывателей, наивных и добрых, попросту называемых «глуповцами».

Эффекта отстранения и умиления (конечно же, без всяческого осуждения) помогает достичь литературный прием летописи в лубочной манере. 

С учетом параллелей в современность эпистолярное повествование иногда прерывается на новостные выпуски городской радиостанции, врывающиеся в происходящие события. Будто голос откуда-то свыше, следящий за нами, или просто рупор, он же источник глупостей, на главной площади.

Дополнительную театральность в действо привносят площадной стиль и скоморошество, народная мудрость в частушках и красочность русского языка. Впрочем, смешение музыки, костюмов, исторические детали – лишь игра воображения, условность, и только обстоятельства здесь суть вневременная реальность. Художник Оганес Айрапетян подчеркнул характеры обитателей спектакля утрированными деталями: париками из нитей, преувеличенными до буффонады элементами. Так сказки обманчиво кажутся нам «детскими», скрывая за собой серьезные темы.

Нас поучают, а они процветают.

История одного города, безликого, но такого узнаваемого, не раз менявшего названия и градоначальников, парадоксально, словно никуда не движется. Типажи снова и снова повторяются в поколениях. И вот, в «Премудром пискаре» перед глазами возникает типичная советская интеллигентная семья. Их скромное убежище среди коряг на окраине, как в малогабаритной квартире, где с трудом могут уместиться трое, отсылает нас к «гоголевской шинели» (из которой вышли все образы «маленьких людей»). Нелепые, трогательные родители воспитали подобного себе, осторожного, боязливого сына (Максим Михалев), который смог прожить дольше остальных. Но лишь в этом состоит его главное достоинство. Был он настолько никчемен, что даже Щуке (Мария Оболенская), в остророгом роскошном кокошнике, оказался не интересен.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – общеизвестная сатира на тему взаимоотношений народа и власти, у которой Совесть (Алина Гобярите) куда-то потерялась. Живут те без нее давно и горя не знают, если бы не случилось удивительное происшествие. Генералы оказались на безлюдном острове, но на счастье двух больших детей, в жизни никогда не работавших, их проблемы смог разрешить простой мужик (Алексей Капралов).

Бессмысленным и беспощадным спором Карася-идеалиста с Ершом (Дмитрий Поженский) завершается спектакль. 

Третья часть постановки заметно уступает в динамике и развитии двум предыдущим, снижая кульминационное развитие. Мировоззренческий конфликт между продвинутым интеллектуалом и «братком» в спортивном костюме ненавязчиво напоминает ветки обсуждений в социальных сетях, где оппоненты ведут беседу настолько долго, что и сами уже не вспомнят, с чего все началось. В том философствовании нет никакой морали, ведь в итоге теория о победе добра потерпит фиаско, коль Щуке захочется кого-то съесть.

Поучительные сказки на этом кончились, а Глупов продолжает веселиться и процветать.16+

Ольга Плаксунова. Фото Татьяны Тощевиковой, предоставлено театром.

Следите за нашими новостями в удобном формате